ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 27.12.2021

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21 И сказал им: как же не разумеете?

Толкование дня

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В христианской среде есть одно ужасно обидное ругательство: «фарисей». Этого слова достаточно, чтобы глубоко и безвозвратно оскорбить своего собеседника. Вполне очевидно, почему «фарисей» стало таким словом: в Евангелии фарисеи выступают как постоянные и очень упорные оппоненты Христа Спасителя. Они с Ним бесконечно спорят и выдумывают различные хитрые вопросы, которые призваны искусить Воплощенного Бога. Впрочем, их вопросы никогда не достигают своей цели, и Христос всякий раз с изумительным изяществом разрушает их коварные планы. А еще про фарисеев известно, что их проявления религиозности имеют сугубо внешний характер, по своей внешности и на словах они глубоко веруют в Единого Истинного Бога, тогда как их сердца заняты совсем другими вещами. Именно поэтому тогда, когда мы хотим кого-то упрекнуть в его неискренности и «работе на публику», то мы называем такого человека «фарисеем».

Но помимо всего вышеперечисленного есть у фарисеев и еще одна очень любопытная особенность: они жаждут увидеть от Христа какие-то особые знамения, то есть нечто такое, что нарушает обычный порядок физического мира, нечто поразительное, они хотят видеть явное чудо. В противном же случае они отказываются верить Христу и не согласны принять Его как долгожданного Мессию, о котором писали израильские пророки. На их требования чуда Спаситель отвечает весьма недвусмысленно: «Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение». Но далее мы читаем изложение апостолом и евангелистом Марком беседы Христа с Его учениками, в которой Спаситель предостерегает апостолов от «закваски фарисейской». Получается, что закваска эта состоит не только в религиозном лицемерии, но и в ожидании каких-то особых знамений от Бога. Вместе с этим Господь напоминает Своим ученикам о недавно бывшем чуде умножения хлебов в пустыне, которое по совершенно неведомым причинам оказалось на тот момент за пределами внимания апостолов. Из этого можно сделать еще один вывод относительно «закваски фарисейской»: она включает в себя и неумение видеть проявления силы Божией в повседневной жизни. От всего этого и в самом деле стоит беречься, ведь наиболее страшное состояние для любого человека — это потеря сердечной чуткости и ясности ума, а ведь именно на эти два состояния указывает неспособность видеть и осознавать постоянное присутствие Бога рядом с нами.

Здесь Христос ничего не сказал о том, каким образом можно избежать «закваски фарисейской», но опыт Церкви дает ответ на этот вопрос: рецепт состоит в постоянном памятовании ранее бывших благодеяний Божиих и во всегдашнем благодарении Бога за всё то нам известное и неизвестное, что Он для нас сделал в прошлом, делает в настоящем и сделает в будущем.

Добавить комментарий