Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
В начале сегодняшнего чтения мы слышим, как Христос говорит с учениками о разводе. После этого апостолы, которые обычно не вмешивались в отношения людей со Учителем, а иногда даже просили Его уделить кому-то внимание, довольно странно реагируют на людей, пришедших с детьми. Они их попросту не пускают к Спасителю.
В древних текстах не было абзацев, разделений на главы и стихи, поэтому мы не знаем, был ли временной промежуток между разговором о разводе и приходом тех, хотел, чтобы их детей благословили, но, судя по всему, одно событие произошло за другим. Дело в том, что разговор о разводе происходит в доме. Конечно, возможно, чтобы ученики не пускали кого-то ко Христу публично, на виду у всех и даже у Самого Христа. Но гораздо правдоподобнее эта ситуация выглядит, если представить себе, что они не пускают пришедших в дом. Это пространство, где, стоя у дверей, они могли почувствовать себя хозяевами положения. Почему же они так поступили? Возможно, они действительно хотели дать Учителю отдохнуть, но не менее вероятно, что они хотели продолжить разговор и понять позицию Христа относительно разводов. Мы привыкли думать, что разводы — это нечто не одобряемое христианством, и это действительно так, но апостолы выросли в культуре, которая была совершенно иной. Для них развод был нормален и не просто сам развод. Никто не видел чего-то особенного в том, чтобы быть инициатором развода. Да, возможно для другой стороны это было неудобно и причиняло боль, но закон это разрешал. И когда апостолы услышали принципиальную позицию Христа они были поражены, почему и стали переспрашивать Его, когда пришли в дом. Вполне вероятно, что они не пускали посетителей не потому, что те были с детьми, но просто потому, что им было сейчас не до этого. Привычные представления о нормах супружеской жизни и возможности разводов рушились, и они должны были это осмыслить.
В свою очередь, Христос рад пришедшим. Он останавливает апостолов и говорит им, чтобы они не мешали приходить к нему детям, потому что таковых есть Царствие Небесное. Часто отмечают самые разные черты детского характера, которые могут объяснить эту фразу. Однако в контексте разговора о разводе, в контексте непонимания учеников и даже возможно их несогласия, указание на ребенка — это указание на готовность воспринимать и учиться. Взрослый человек, пришедший к Богу, часто пытается говорить с Ним на равных. Практически любой, кто читал Писание, вспомнит места, которые ему хотелось бы изменить, потому что сказано то, с чем соглашаться не хочется. Дети же воспринимают всё иначе. Они изначально признают себя в роли учеников, в роли тех, кто не имеет ничего своего. Указывая на ребенка, как на того, кто правильно воспринимает Царство Небесное, Христос имеет в виду, что дети готовы воспринять Его с совершенным доверием.
Часто мы выстраиваем с Богом такие отношения, в которых ждем соответствия Его воли нашей. Мы требовательны и хотим, чтобы нам всё было понятно, чтобы всё нас устраивало. Однако вместо этого, нам стоит быть готовым к переменам, к тому, чтобы открыться учению Христа и осознав свое духовное младенчество с доверием последовать за Спасителем.