ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 06.01.2022

Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20

01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

03 И пошли все записываться, каждый в свой город.

04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Толкование дня

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с рассказа о переписи, которую повелел провести кесарь Август. Мы видим, что у Иосифа и Марии это повеление не вызывает никакого протеста, они собираются и идут из Назарета в Иудею, в родной город Иосифа — Вифлеем. Сегодня многих верующих людей события, подобные переписям, очень смущают. Один мой знакомый, говоря о переписи, недавно прошедшей в России, сказал так: «Не хочу в ней участвовать, мне становится как-то неуютно от того, что меня посчитали». Простой фразой из детской книжки он описал ту гамму чувств, которая возникала в его душе. Но чего он на самом деле боялся, от чего ему становилось неуютно? Чего вообще боятся люди, которые боятся новых технологий? Боятся всё более возрастающего контроля и самое главное — возможности прямо или косвенно контролировать их частную жизнь и, может быть, даже влиять на нее. Всё это верно. Действительно возможен и контроль, и влияние, но само неприятное ощущение, которое возникает от того, что тебя контролируют, появилось задолго до любых технологий.

Всё началось в раю, когда человек воспринял Бога с недоверием, буквально как чужого. Решил, что как-нибудь сам, по своему рассуждению поживет данной ему во владение земле. Грех, который он совершил, привел к тому, что как только он услышал голос Бога, он в ужасе решил спрятаться, чтобы его не уличили. Праведного Иова не контролировали никакими средствами, но даже он, в часы страданий, тяготился ощущением того, что Бог его видит. В результате грехопадения люди ощутили себя одинокими во враждебном им мире… Иногда им есть что скрывать даже от близких, что уж говорить о чужих?

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как рождающийся Богомладенец, сразу, с первых дней жизни, сталкивается с тем проявлением контроля, которое было возможно в его время. И мы не видим никаких смущенных или возмущенных комментариев Евангелиста или кого бы то ни было по этому поводу. Почему? Можно решить, что в то время смысл этой переписи был в другом, что контроля за частной жизнью практически не было. Однако дело не в этом. Бог становится человеком не для того, чтобы освободить нас от чьего-то контроля. Он рождается для того, чтобы исцелить в нас ту самую болезнь, которая наполняет нашу жизнь страхом, враждебностью и ощущением отчужденности. Конечно, опасности в мире вполне реальны, и Спаситель не исцеляет нас механически. В первую очередь Он исцеляет нас от самой страшной отчужденности — отчужденности от Бога. Вспомним призыв, с которым ангелы обращаются к пастухам: «Не бойтесь». Он подразумевает нечто большее, чем сиюминутное отсутствие страха. Он говорит не только про бытовой страх. Люди боятся внешнего контроля так, как будто бы уже освободились от контроля греха. Боятся, что их будут к чему-то принуждать, как будто это единственная проблема и они не чувствуют ежедневного и ежечасного принуждения со стороны внутреннего зла, которое довлеет над всеми. И вот в сегодняшний день мы вспоминаем рождение Того, кто лишает нас страха и освобождает от рабства… Да, в мире действуют самые разные силы, но вместе со Христом мы обретаем такую внутреннюю свободу, с которой нам ничего не страшно.

Добавить комментарий