Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15
01 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
02 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
03 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
04 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
05 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
06 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
07 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
08 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
09 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Число семьдесят в мире Библии — число не случайное. Здесь оно имеет глубокое символическое значение. Семья патриарха Авраама, прародителя всех евреев, состояла первоначально из семидесяти человек; семьдесят старейшин помогали пророку Моисею управлять израильским народом во время его странствования по пустыне; наконец, по представлениям евреев, число народов мира равнялось семидесяти. Во всех этих случаях при помощи этого числа Библия указывает не только на реальное количество предметов, но и на некую полноту. Сегодня мы слышали о том, как Господь посылает на проповедь семьдесят апостолов. То есть в символическом смысле перед нами начало всемирной проповеди христианства. Евангелие должно быть проповедано всем людям на земле.
При этом ученики Христа, отправляясь в путь, получают довольно четкий набор инструкций. Они не должны брать с собой никакого имущества, то есть не должны быть обременены материальными ценностями, которые могут отвлекать их от миссии. Все свои мысли и чувства они должны сосредоточить на своем задании до такой степени, что им не разрешается никого приветствовать на своем пути. Конечно же, в первую очередь речь идет о том, что им необходимо избегать пустых разговоров и вступать в ненужные споры. Самое главное, они не должны думать о награде и довольствоваться тем, что им предложат.
В прозвучавшем отрывке содержатся не только наставления апостолам, но и предостережение для тех, к кому обращена проповедь Евангелия. Оказывается, они также несут на себе ответственность. Их участь зависит от того, как они примут благую весть. Не случайно Христос упоминает еврейские города Хоразин, Вифсаиду и Капернаум. Из Евангельской истории мы знаем, что Спаситель лично в них проповедовал и творил чудеса, однако, несмотря на это, жители Христа не приняли. Более того, нередко они реагировали на Его слова агрессией. Поэтому Господь говорит, что в день Последнего суда даже участь таких языческих городов, как Тир и Сидон, жители которых, по меркам евреев, отличались нравственной распущенностью, будет не такой ужасной, как участь еврейских городов. Ведь, они открыто выступили против Истины.
Это касается и каждого из нас, ведь до сих пор Господь обращается к нам как со страниц Священного Писания, так и через церковные таинства. А потому каждое услышанное обетование может обратиться как в благословение, так и в проклятие. Если мы не прислушаемся к словам Христа, то однажды это может стать свидетельством против нас. И, напротив, если мы всем сердцем примем Его заповеди и воплотим в своей жизни, мы получим в итоге величайшую славу, которая есть божественная благодать и Царство Небесное.