Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 29-34
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 29-34
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Библейское повествование наполнено различными символическими образами. С одним из них мы сталкиваемся в только что прозвучавшем отрывке. Христос приходит к Иоанну креститься в реке Иордан. Увидев Спасителя, пророк говорит: «вот Агнец Божий». Какой смысл заключается в этом названии?
Образ агнца очень символичен и хранит в себе сразу несколько глубоких смыслов. В первую очередь в сознании древних евреев агнец — образ слуги Бога, который сражается за правое дело и одерживает победу. Так, например, называли Иуду Маккавея одного из великих иудейских вождей, сражавшихся за независимость евреев и чистоту их веры. Кроме этого, в иудейской ритуальной практике ягненка приносили в жертву за грехи людей. Считалось, что это восстанавливает разорванную связь между Творцом и его согрешившим народом. Называя Христа агнцем, Иоанн Креститель подразумевает, что Он должен взять на себя грехи людей, для того, чтобы вознести их на крест и посредством собственного жертвоприношения устранить ту пропасть, которая пролегла между человеком и Богом. Этот смысл усиливается ассоциацией с еще одним библейским эпизодом. В древние времена, когда евреи были рабами в Египте, именно кровь пасхального ягненка спасла их первенцев. Господь открыл пророку Моисею, что ночью ангел смерти пройдет по стране и в тех домах, чьи дверные косяки не будут помазаны кровью жертвенного животного, умрут старшие сыновья. Евреи исполнили, сказанное пророком. Их дети остались живы. Именно это событие и подразумевает Иоанн. Называя Иисуса агнцем, он объявляет всем, что наконец-то пришел и начал Свое служение Тот, Кто спасет людей от смерти, причем, как пасхальный ягненок, спасет ценой собственной жизни.
Итак, называя Христа агнцем, Иоанн указывает, на путь какого именно служения встает Христос, принимая крещение. Это путь жертвенного шествия на крест, путь страдания под бременем человеческого греха ради спасения всех людей. Однако, в итоге, это путь торжества и победы над смертью.
Для всех нас, крещенных во имя Христа, всё это должно являться важным ориентиром в духовной жизни. При помощи символического образа Евангелие в очередной раз подчеркивает, что путь следования за Христом, это порой скорбный и нелегкий путь на Голгофу. Однако, в конечном счете, это путь, который приводит к победе и пасхальному торжеству.