Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо взглянуть на его более широкий контекст. Здесь апостол Павел сравнивает два завета: Ветхий, который был дан на горе Синай евреям через пророка Моисея, и Новый, который принес Иисус Христос.
Говоря об истории синайского закона, апостол делает акцент на трех моментах. Во-первых, он говорит о величии Бога и подчеркивает Его безграничное могущество. Во-вторых, он говорит о непознаваемости Творца, к Которому не могут приблизиться даже ангелы. Поэтому в ветхозаветные времена среди иудеев даже бытовало мнение, что тот, кто увидит Создателя, неизбежно умрет. Наконец, апостол упоминает о том состоянии, которое человек испытывает перед Богом, — это благоговейный страх и трепет. Примечательно то, что во всех этих высоких рассуждениях мы совсем не встречаем упоминания о любви. Ветхий Завет изображает нам Творца как справедливого Судию. Он заключает с людьми завет и люди должны беспрекословно выполнять его для того, чтобы получить разного рода блага. Это больше похоже на отношения вассала и сюзерена или же на отношения работодателя и наёмника.
Всё меняется с пришествием в мир Иисуса Христа. Он заключает с людьми Новый Завет. Отношения с Богом кардинально меняются. Господь заботится о человеке не как работодатель, а как любящий отец. Пролив Свою кровь на кресте, Он приготовил для нас небесный Иерусалим, где мы сможем приобщиться к радости ангелов и святых праведников. Иными словами, по сравнению с ветхозаветными временами Господь стал намного ближе к человеку. Теперь верные Ему люди не просто получают от Него всяческие блага, но каждый момент своей жизни проводят в Его присутствии, то есть, с избытком исполнены божественной благодати Творца.
И всё же апостол напоминает, что любовь Божия, особая близость к людям не отменяют Его справедливости. Кроме того, если Ветхий Завет был заключен Богом с Израилем через Моисея, то Новый Завет Господь провозгласил человеку Сам лично. А потому наказание скорее постигнет не того, кто отказался исполнять ритуальный закон, но того, кто отказался слушать Христа. Итак, мысль апостола следующая: несмотря на то, что Бог открылся нам как совершенная любовь, мы несем вдвойне большую ответственность перед Ним, нежели древний Израиль. Ведь одно дело пренебречь разного рода культовыми предписаниями, другое — отвергнуть любовь, о которой нам возвещает Евангелие. Тот, кто поступает так, ставит себя не просто вне религии со всеми ее формальными обрядами и установлениями, но в первую очередь вне самого Источника жизни, который в каждый момент готов принять нас, подобно тому, как любящий отец принимает в объятия своего заблудшего, но раскаявшегося сына.