Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 51 зач., I, 19-27.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Иак., 51 зач., I, 19-27.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков дает христианам ряд наставлений, касающихся духовной жизни.
В первую очередь он предостерегает от поспешности в словах, а также от неумения слушать и слышать другого человека. Христианин должен быть скор на слышание, но медлен на слова. Как говорил древнегреческий философ Зенон: «У нас два уха и лишь одни уста, чтобы мы могли больше слушать и меньше говорить». Речь идет не только о том, что необходимо уметь выслушать человека до конца и вникнуть в сказанное, но и о том, что следует воздерживаться от поспешных умозаключений и быть осмотрительным в оценке какой-либо ситуации, с которой мы столкнулись. Человек, скорый на слова, неизбежно обманывается. Скорее, его выводы неверны и, вываливая их на голову другому, он рискует оскорбить, обидеть человека. Особенно, если он говорит в состоянии внутреннего возмущения и гнева. Наше суждение лишь тогда будет в большей степени соответствовать действительности, когда оно сдобрено молитвенным рассуждением, молчанием и, конечно же, временем. Всё это способствует тому, чтобы мы глубже вникли в ситуацию. Как остроумно замечает об этом народная мудрость: «всегда необходимо подождать, пока осядет пыль, может быть это прошел осел».
Помимо того, что Иаков призывает христиан к благоразумному молчанию, он побуждает их к действию. Есть такая закономерность в жизни: тот, кто больше всех говорит, меньше всех делает. Подобного человека никогда не воспринимают всерьез. И, напротив, всегда вызывают уважение те люди, которые молча исполняют свою работу. О какой же именно работе говорит апостол Иаков? В первую очередь он призывает к исполнению Евангельских заповедей. Если человек ходит в Церковь и слушает чтение Писания, это не означает, что он автоматически становится христианином. Лишь реальное воплощение в жизни написанного делает его последователем Спасителя. В противном случае мы становимся похожи на человека, который смотрит в зеркало, видит свою неухоженность и неряшливость, но потом спокойно отходит от него и забывает о своей неприятной внешности, не предпринимает ничего, чтобы как-то решить проблему.
Итак, замечательную максиму предлагает сегодняшнее апостольское чтение. Всякий из нас должен проповедовать о Христе не столько словами, ведь не всем дан дар красноречия. Но в первую очередь своими поступками. Конкретное дело всегда имеет больший вес в глазах окружающих. Такая безмолвная проповедь может оказать на людей намного больший эффект, чем победа в остроумном философском диспуте. Как говорит в Евангелии Сам Господь: «Пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».