Первое соборное послание святого апостола Петра
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко в разговорах с людьми нецерковными христиане выглядят, как наивные мечтатели, которые надеются на своего Бога, вместо того чтобы в первую очередь ориентироваться на правила этого мира. Но так ли наивны христиане на самом деле? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 3.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Один мой близкий друг с детства был очень добрым и порядочным человеком. Однако, поступив в университет, в какой-то момент он решил, что мир требует жёсткости, и чтобы с волками жить, надо по-волчьи выть. У него создалось впечатление, которое, чего уж скрывать, создаётся порой у многих верующих, что те, кто живут по правилам мира, успешнее и счастливее. Какое-то время он пытался так жить, но в итоге пришёл к выводу, вернувшему его на правильный путь: внешне человек на какое-то время становится счастливым, успешным и уверенным в себе, но, если этого не случается, он теряет всякую опору и вообще не знает, для чего жить. Верующий тоже может быть успешным, но если верность Богу приводит его к видимым неудачам и трудностям, они не затрагивают того глубинного чувства правды, которое даёт ему близость к Богу, и вера не даёт ему отчаяться.
Отрывок из послания апостола Петра, который мы сегодня услышали, начинается с большой цитаты из 33-го псалма, смысл которой довольно прост: любишь жить и хочешь быть счастливым — соблюдай заповеди и Господь будет слышать твои молитвы. Заключает эту цитату из псалма апостол таким словами: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?». Какой странный и наивный вопрос, скажет кто-нибудь. Да кто угодно может попытаться сделать зло тем, кто стремится к добру, и уж тем более если о добре ревнует, то есть стремится чтобы оно восторжествовало. Но апостол Христов, не просто знавший, но бывший свидетелем ареста Христа и первосвященнического суда над Ним, прекрасно понимал, чем может обернуться стремление к добру… и, конечно, он не предлагает ученикам быть совершенно наивными. Против Христа, как и против христиан, можно совершать зло, но нельзя его совершить так, чтобы оно затронуло полноту их жизни в Боге. Оно всегда останется только внешним событием. Почему христиане молились и пели на арене Колизея, когда их предавали на мучения, вместо того чтобы бежать от мучителей. И почему сам апостол, продолжая, говорит: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны». Человеку, непричастному вере Христовой, подобная мысль может показаться абсурдной, но опыт тысяч людей, которые проходили путём правды, доказывает её правоту. Без страха и без смущения христиане призваны стремиться к доброй совести, потому что знают, что законы, которые Бог положил в основание мира, в итоге приведут к торжеству добра и посрамлению зла.