АПОСТОЛ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 07.08.2025 (♫)


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для верующего человека что может быть важнее личной духовной жизни? Что может быть предпочтительней, чем личные духовные таланты? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы 1-го послания к Коринфянам апостола Павла, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 14.

Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

1А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

В современных церковных реалиях содержание только что прозвучавшего отрывка выглядит весьма необычным. Речь идёт о явлении, которое было свойственно в первую очередь для Древней Церкви. Оно называется глоссолалия или же говорение на иностранных языках. Впервые глоссолалия упоминается в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда речь заходит о событиях Пятидесятницы. Как повествует автор этой книги апостол Лука, Дух Святой сошёл на учеников Христа, они обратились с проповедью о Спасителе к иностранцам и те услышали благую весть каждый на своём родном наречии.

Однако из посланий апостола Павла мы узнаём, что дар говорения на иностранных языках использовался не только во время проповеди. Он проявлялся во время личной молитвы и общественного богослужения. Речь идёт об особом состоянии, во время которого дух человеческий входил в тесное соприкосновение с Духом Божиим. При этом речь человека была непонятна ни ему самому, ни тем, кто его окружает, будто он говорил на иностранном языке.

Одним словом, это было необычное, экстатическое состояние. Дух человеческий выходил за пределы человеческого ума. Возносился к Творцу. И простые слова не могли вместить то, что человек переживал в эти минуты. Кстати, опыт подобных состояний имел и сам Павел. Во втором послании к Коринфянам он прямо говорит, что «был восхИщен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».

Для того, чтобы объяснить содержание такой экстатической речи, необходимо было её перевести на язык, понятный для нашего ума. А для этого требовался пророческий дар. Если ни сам говорящий, ни кто-либо из окружающих не обладал таким даром, сказанное оставалось загадкой. Оно не приносило пользу людям. Более того, со стороны это могло выглядеть весьма странно. Настолько странно, что, как предупреждает коринфян сам Павел, если на богослужение зайдут несведущие люди, они могут даже подумать, что человек беснуется.

Поэтому и даёт Павел христианам Коринфа совет. Если кто-то в общине имеет дар глоссолалии, должен быть и тот, кто имеет дар истолкования. Чтобы тот высокий духовный опыт, который человек получает в этой молитве, был переведён на понятный для окружающих язык. Чтобы от этого получал пользу не только молящийся, но и его братья и сёстры. Потому что общее духовное состояние общины должно быть на первом месте. Ведь спасаемся мы именно благодаря тому, что представляем собой единое тело Христово. А потому, какими бы экстраординарными духовными дарованиями не обладал человек, он должен помнить об этом единстве и о том, что порой ради его сохранения необходимо отодвинуть свои духовные таланты на второй план.

Эпоха особых духовных дарований прошла, а проблема и её решение остались прежними. Как и во времена апостола Павла, каждый из нас порой чрезмерно увлекается самим собой и забывает об окружающих. А потому для каждого из нас важно помнить совет апостола. Всё, что мы делаем, необходимо делать людям в назидание, увещание и утешение. Чтобы не поколебать своими действиями то единство, в котором мы живём и которым мы спасаемся.

Добавить комментарий