Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Те, кому посчастливилось наблюдать, как плавают парусные суда, не мог не обратить внимания, что все паруса — надутые, а не «категорически-идеально-прямые». Только такая форма обеспечивает парусу максимальную тягу — изогнутый профиль заставляет поток ветра пройти более длинный путь, чем с подветренной стороны. Перетянутый парус ведёт к раннему отрыву потока и как следствие — турбулентности позади, что ещё более уменьшает и без того ослабленную тягу.
Образ надутого паруса поможет нам лучше понять отрывок из 7- и 8-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 7.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Глава 8.
1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
Ну и при чём здесь надутый парус — спросите вы? Дело в том, что смысл отрывка, который мы только что слышали, — именно в правильности определённого «подраслабления» натянутости «парусов» христианского благочестия — когда этого требует любовь к ближнему. Именно поэтому апостол Павел допускает возможность поздних браков, повторных браков после смерти одной из сторон — что, конечно же, существенно «ослабляло» предельно натянутую струну аскетической нацеленности некоторых радикальных христиан из коринфской общины.
И об этом же — тема, связанная с идоложертвенной пищей. «Идол в мире — пустышка, ничто» — и, казалось бы, христианин может без всякого сомнения вкушать любое мясо. Но — и здесь апостол делает поправку — ради того, чтобы не смутить своего брата, лучше подослабь канаты — и воздержись, не вкушай, чтобы лишнего соблазна не было. Так же поступает и любящий родитель, не высмеивающий наивность ребёнка, испугавшегося страшного персонажа в мультике, — но садящегося рядом с боязливым дитём и успокаивающего его, пока он крепко не заснёт.
В продолжение «парусной» метафоры звучат и последние, завершающие слова: ἡ γνῶσις φυσιοῖ ἡ δὲ ἀγάπη οἰκοδομεῖ (Α΄ Κορ.8:1). Смотрите, какая потрясающая игра слов: φυσιοῖ («раздувает, как мехи кузнеца») противоположно οἰκοδομεῖ («строит дом»). То есть бездушное, бессердечное, формальное знание — «пучит», «раздувает» или по-славянски «кичит» — в то время как любовь «домо-строительна», созидательна.
И в завершение хочется привести гениальный афоризм преподобного Максима Исповедника: «Θεολογία ἄπρακτος, δαιμόνων θεολογία ἐστίν» — «богословие без дел бесплотное — бесовское богословие». От чего да сохранит нас всех Господь!..