Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Комментирует священник Антоний Борисов
«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Такие слова вложил Александр Пушкин в уста Моцарта — персонажа своей трагедии «Моцарт и Сальери» — подчёркивая, что служение высшим идеалам предполагает чистоту намерений. О том же рассуждает и апостол Павел в отрывке из четвёртой главы своего послания к Эфесянам, что читается сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Итак, «гений и злодейство — две вещи несовместные». Два героя произведения Пушкина, два композитора — Моцарт и Сальери — рассуждают о том, в чём состоит суть истинного творчества. Сальери настаивает на необходимости усердного труда и самоотречения. Моцарт же просто радуется самой возможности творить и создавать новое. Казалось бы, оба подхода имеют право на существование. Одни, действительно, добиваются успеха упорством и ежедневным усилием. Другие же — тоже ежедневно творят, но делают это как будто безо всяких трудностей.
Но почему же пушкинский Моцарт — гений, а его визави Сальери — нет? Потому что сердце последнего охвачено завистью. Эта страсть отравляет его жизнь день за днём, не даёт ему создать по-настоящему великое произведение. Моцарт же свободен от зависти — он радуется за себя, за Сальери и за других коллег по композиторскому цеху. Даёт себе и каждому возможность и пространство быть гением. Причём к собственным достижениям Моцарт относится спокойно, он свободен от гнёта успеха и приписывает его Небу, а не себе.
Поведение героя Пушкина служит примером христианского отношения к жизни и схоже с тем, о чём говорит в прозвучавшем чтении апостол Павел. Он обращается к христианам города Эфеса, которым долго и усердно проповедовал учение Спасителя. Уехав из Эфеса, апостол узнал, насколько неблагодарными оказались некоторые его ученики. Они, поддавшись лжемиссионерам, за глаза критиковали Павла, называли его человеком безвольным и нерешительным.
Поражает реакция апостола на упрёки. Он с доброй улыбкой принимает такие отзывы и сразу распознаёт причину их возникновения — обыкновенную зависть. Павел призывает читателей послания вспомнить, в Кого они веруют? Апостол напоминает эфесянам, что глава Церкви — Сын Божий Иисус Христос — пришёл в наш мир, чтобы смиренно послужить людям, принести Себя в жертву ради спасения человечества. И апостол Павел проповедует не ради собственного величия, а чтобы себя и других людей приблизить к святости Христовой.
Апостол просит своих читателей просто взглянуть на то, как трудится он сам, и что смогли сделать завистники. Сколько он совершил во благо Церкви и чем прославились его оппоненты. При этом апостол не укоряет своих критиков, а предлагает им трудиться вместе. Потому что Павел совершенно не хочет присваивать себе заслуги в проповеди Евангелия — всё доброе и светлое он приписывает Богу. И радуется, что именно его уста и руки Господь избрал для служения Церкви.
Подчас мы задаёмся вопросом — как относиться к тем, кто нас по каким-то причинам не любит, тем, кто не радуется, когда у нас что-то получается, а из зависти начинает нам вредить? Ответ мы получили в сегодняшнем апостольском чтении. Нужно относиться к таким людям по-доброму, ведь зависть не приносит им радости. Лучшее лекарство от этой страсти — любить своё дело, трудиться, благодаря Бога и оставляя возможность для других тоже созидать во имя Христа.