АПОСТОЛ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 31.12.2024 (♫)


Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Педагогика как наука располагает разными средствами для научения и воспитания детей и подростков. При этом опытный учитель знает, что многое в восприятии и наставлении зависит не только от самой информации, но и от того, кто в каком состоянии её воспринимает. Но как обстоит дело с христианским научением? Насколько христианин, наставляя другого, должен учитывать его состояние, говоря о вере и нравственной жизни? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Глава 4.

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Многие наши современники уверены, что в нравственном отношении никто никого ничему учить не должен. Максимум родители детей. Если же говорить о взрослых, только попробуй сделать замечание, сразу услышишь в ответ фразу героини романа «Двенадцать стульев»: «Не учите меня жить». Может быть, форма будет не такой прямой и топорной, но суть будет именно такой. Так как же поступать? Ответ не может быть простым, потому что ситуации, в которых кто-то кого-то пытается учить уму-разуму могут быть очень разными. Скажем, как людям верующим нам может очень не нравиться такое явление, как развод. Люди настолько перестали понимать, что брак предполагает труд, что как только испытывают дискомфорт, расходятся, будучи уверены, что перед ними не их человек. При этом совершенно не учитывается, что любовь в браке проходит некоторые стадии, что без притирки характеров ни одни отношения не обходятся. Но главное совершенно не учитываются дети, для которых развод родителей это обычно самая настоящая трагедия. Итак, кто из верующих людей не пытался спасти брак родственника или друга? Думаю, многие. И мы были уверены, что учить жить в этом случае необходимо. Да и как не учить? Почему математике или физике учить можно, а жизни, то есть тому, что гораздо сложнее, нельзя? Но если в семье верующего человека ожидается рождение ребёнка, о котором заранее известно, что он болен или что у него, скажем, синдром Дауна, и родителей такого ребёнка начинают уговаривать жизнь нерождённого младенца прекратить, они совершенно спокойно могут сказать говорящим что-нибудь вроде: «Не учите нас жить» и будут правы. В современном калейдоскопе мировоззрений бывает очень трудно разобраться. Почему, например, ты можешь указывать человеку, как ему стоит поступить, а он тебе нет? Конечно, есть сферы, в которых общественный опыт, опыт поколений свидетельствует о предпочтительности того или иного поведения, но далеко не всегда он так прост и очевиден.

Обратившись к отрывку из послания апостола Павла, который мы сегодня услышали, можно решить, что апостол Павел побуждает нас проповедовать всем, всегда и без рассуждения. Уж очень экспрессивно он призывает Тимофея «подходи и настаивай вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Но не стоит забывать, что, во-первых, апостол обращался к Тимофею, которого на то он и поставил епископом в Ефесе, чтобы тот следил за порядком в местной общине. Во-вторых, сам Тимофей должен был обращаться в первую очередь к христианам, то есть к тем, кто воспринимал его в качестве авторитета. Если же вспомнить, как Павел проповедовал в Афинах, мы не увидим от него прямых обличений язычников. И не увидим именно потому, что прямое обличение совершенно не педагогично и редко имеет эффект. Конечно, бывают исключительные случаи, в которых молчание невозможно, но в норме обычный христианин должен не столько словом, и уж тем более не высокомерным, но самой христианской жизнью призван являть пример. Если в твоей жизни соблюдение заповедей принесёт добрый плод, он будет лучшим вразумлением для других.

Добавить комментарий