АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 02.08.2024

Соборное послание святого апостола Иакова

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Если человек заболевает, то мы имеем обыкновение обращаться к врачу. Это общая практика. Она естественна и неоспорима. А предлагает ли церковная традиция делать что-то ещё помимо этого? Какие действия ещё мы можем предпринять для своего исцеления? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы соборного послания апостола Иакова, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 

20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков предлагает своим слушателям достаточно чёткие инструкции, что необходимо делать, когда с человеком приключилась какая-то болезнь. Необходимо призвать пресвитеров, то есть священников, чтобы они совместно помолились над страждущим, а также помазали его елеем, то есть маслом.

Обычай, упомянутый Иаковом, восходит к ветхозаветным временам. Когда кто-то из иудеев заболевал, он шёл сначала не к доктору, а к раввину. Тот мазал его маслом, а потом читал над ним молитву. Эта практика была заимствована и христианской Церковью. Конечно, содержание молитв было изменено. В них стало фигурировать имя Христа, а место раввина заменил христианский пресвитер. Но сам подход остался прежним. Он основан на том, что телесное и духовное связаны самым тесным образом. И наши физические болезни — это зачастую следствие духовных недугов. Поэтому, если посетила болезнь, необходимо обратится не только к врачу, но и к священнику.

Этот обычай дошёл и до наших времён. Одно из семи церковных таинств называется Таинством Елеосвящения или иначе — Таинством Соборования, так как традиционно оно совершается над больным человеком несколькими священниками, то есть соборно. Согласно современной практике, Соборование может проходить как в храме, так и в больнице, а также на дому, если человек по своей немощи не имеет возможности прийти в Церковь. В этом случае и священник может быть один.

При этом важно помнить, что, как и другие церковные таинства, Соборование не действует автоматически. И апостол Иаков указывает сегодня на это. Не только молитва является залогом выздоровления, но и признание своих грехов. Поэтому и говорит он: «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». Болящий, насколько это ему возможно, должен увидеть и признать связь между своей телесной немощью и тем образом жизни, который он вёл. Ведь нередко именно за тем и попускаются нам физические болезни, чтобы мы обратили внимание на духовное состояние. Чтобы все свои мысли направили к Богу.

Наконец, важно упомянуть о том, что не всегда человек страдает телом из-за своих грехов. Порой просто приходит время, и в силу вступают естественные причины. Или же бывает так, что физические недуги посылаются нам по особому Промыслу Божию. Как говорится, не за что-то, а для чего-то. Именно поэтому и начинается прозвучавший сегодня отрывок с упоминания о праведном Иове, который страдал невинно. И в итоге за своё терпение и верность Богу в этих страданиях, Иов приобрёл глубокий духовный опыт и святость.

О всём этом необходимо помнить и нам. Чтобы если приключилась с нами болезнь, мы обращались не только к врачам, но и к молитве. При этом чтобы наша желание получить здравие сопровождалось не только молитвословиями священников, но и нашими собственными реальными поступками. Наконец, чтобы если это не приносит мгновенного результата, мы не отчаивались. Но продолжали бы с доверием Богу исполнять евангельские заповеди, как говорит сегодня апостол, не уклонялись бы от истины. Именно за такую верность и терпение Господь в своё время обязательно насытит нашу душу и тело Своей благодатью. А нашему сердцу подарит радость, мир и покой.

Добавить комментарий