АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 03.09.2024


Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Многим людям кажется, что Евангелие — это лишь один из множества памятников древней литературы, и вовсе необязательно воспринимать то, что в нём сказано, всерьёз. Однако и Священное Писание Нового Завета, и сама жизнь показывают, что Евангелие больше похоже на острый нож, с которым крайне опасно играть, а не на литературный памятник. Если не относиться к словам Христа с максимальной степенью внимания, то велик шанс оказаться в крайне непростой ситуации, из которой, увы, не будет выхода. Именно об этом написал апостол Павел во 2-й и 3-й главах Второго послания к Коринфянам, отрывок из которого звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 2.

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:

16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Глава 3.

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;

вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начинался с кажущихся простыми слов, за которыми, однако, скрываются неочевидные для современных христиан образы: апостол Павел написал о некоем торжестве во Христе и о благоухании познания Христа. Используемые в оригинальном греческом тексте слова отсылают нас к истории римских военных побед, которые заканчивались триумфальным входом победителей в Рим с пленными неприятелями, обречёнными на казнь. Такие шествия сопровождались, среди прочего, воскурением ароматных смол, для римлян запах этого благоухания свидетельствовал о торжестве победы, а для врагов империи — о скорой казни. Апостол Павел использовал этот образ весьма неожиданным способом: он написал о себе и о других апостолах как о благоухании, которое для одних свидетельствует о жизни, а для других — о смерти. Здесь, конечно, возникает вопрос: каким образом апостолы и возвещаемая ими весть о Христе — об Источнике и Подателе жизни — может быть для кого-то запахом «смертоносным на смерть»?

Как ни странно, но Евангелие Христово действительно может стать таким «запахом». Ярчайший пример человека, которого слова Спасителя привели к вечной погибели — это бывший апостол Иуда. Он, наряду с другими Христовыми учениками, всё видел и слышал, всё знал, но отказался принять, отказался до конца последовать за Христом, и в итоге погиб. Иуде, и подобным ему людям, лучше было бы и вовсе никогда не слышать о Христе и Евангелии.

Впрочем, мысль апостола Павла, несмотря на своё несколько неожиданное выражение, отнюдь не нова, её мы можем найти в словах Симеона Богоприимца, зафиксированных во 2-й главе Евангелия от Луки. Говоря о Христе, старец Симеон произнёс такие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Совершенно очевидно, что важнейший смысл слова Симеона состоит как раз в том, что Христос послужит причиной окончательного падения тех, кто не уверует в Него, кто окажет сознательное сопротивление словам Воплощённого Бога.

Все это должно побудить нас как можно серьёзнее относиться к Евангелию, ну а если по какой-то причине у нас это не получается, то стоит искать молитвенную поддержку у Самого Спасителя, а также у всех от века просиявших святых.

Добавить комментарий