Послание к Евреям святого апостола Павла
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
«Сегодня — начало нашего спасения и откровение предвечной тайны» — именно эти слова, правда звучащие на церковнославянском языке, мы услышим сегодня, если зайдём в православный храм, а зайти в него стоит, ведь в этот день Церковь совершает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Спасение даровал нам Христос, но начало спасению было положено в день Благовещения, тогда, когда Пресвятая Дева дала Своё согласие на слова ангельского благовестия о рождении от Неё Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Но почему всё произошло именно так? Почему Бог должен был воплотиться и пострадать? Почему нельзя было устроить спасение каким-то иным образом? Частичный, но при этом вполне достаточный ответ на эти вопросы даёт нам звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Как мы только что услышали, прозвучавший отрывок Послания к Евреям начался с упоминания того, что Бог, говоря о людях, использовал слово «братья», это слово указывает на равенство, то есть уже самим обращением Бог поставил Себя в один ряд с людьми. Здесь же использовано и ещё одно слово — «дети», оно, с одной стороны, говорит о равенстве, а с другой — о заботливости Бога в отношении к человеку. На этом можно было бы остановиться, но Послание к Евреям идёт дальше, оно упоминает, что отношения родителей и детей подразумевают под собой не только отношения старшего и младшего, но и физическое родство. То же самое можно сказать и о братьях: в первом своём значении слово «братья» указывает на людей, с которыми нас связывают родственные узы.
А если Бог называет нас «братьями» и «детьми», то Его слово не должно было остаться пустым звуком, Бог воплотился, Он стал одним из нас, Он на собственном опыте узнал, что такое быть человеком, узнал, какие испытания претерпевают наши тела, узнал, насколько сильно мы зависимы от материального мира, узнал, каким искушениям мы подвергаемся. Однако просто узнать всё это было недостаточно, ведь от понимания как такового совсем немного пользы. Бог пошёл дальше — Он, всё испытав и претерпев, воспринял не только нашу человеческую жизнь, Он воспринял и смерть. Сделано это было лишь с одной целью, которую Послание к Евреям выразило в таких словах: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14–15). Христос победил смерть, Он воскрес и через Своё Воскресение открыл путь к воскресению для каждого человека, в практическом же смысле это означает, что мы больше не рабы смерти, мы можем жить свободно, и смерть не должна нас страшить.
Конечно, интеллектуального осознания этого факта недостаточно, нужно нечто большее — молитвенное и телесное причащение Христу, молитвенное даёт возможность научиться чувствовать так, как чувствовал Спаситель, а телесное причащение Его Тела и Крови делает нас с Ним одним телом, через эти два действия мы позволяем Христу жить и действовать в нас, благодаря чему обретаем возможность взойти туда, куда взошёл Христос со Своей Пречистой Плотью — к Богу-Отцу.
Ну а начался процесс нашего восхождения в момент Благовещения Пресвятой Богородицы, тогда, когда Она согласилась стать Вместилищем Невместимого Бога. От нас тоже требуется согласие, мы, если хотим унаследовать благую вечность, должны согласиться на то, чтобы Христос начал действовать в нас и через нас. Он ждёт этого согласия, и очень хочется надеяться, что у нас по молитвам Пресвятой и Пречистой Приснодевы Богородицы хватит сил его дать.