Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии от Матфея Христос назвал христиан «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5:13–14). Эти слова Спасителя означают, что христиане должны оказывать такое же действие на общество, которое оказывает соль на пищу и солнечный свет на всю природу: мы должны придавать обществу смысл существования и, подобно свету, нести евангельское благовестие в самые далёкие и скрытые места. Однако не все христиане понимают свою миссию таким образом, есть те, кому кажется, что окружающий нас мир — место страшное и скверное, а потому стоит держаться от него подальше, ведь соприкосновение с ним способно осквернить и погубить. Такая позиция противоречит апостольской устремлённости к проповеди всем без исключений людям, противоречит она и звучащим сегодня во время литургии в православных храмах словам апостола Павла из 7-й главы Первого послания к Коринфянам.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Апостол Павел жил в мире, в котором христианство ещё не стало религией в современном понимании этого слова, следовательно, христиане не были ограничены многочисленными предписаниями, неизбежными для любого религиозного течения. Безусловно, что все существующие в наши дни христианские ограничения имеют свою историю и свой смысл, а потому к ним нельзя относиться как к чему-то наносному и необязательному, но стоит учиться видеть их истинную суть.
Существуют церковные правила, которые запрещают браки христиан с нехристианами. На первый взгляд может показаться, что эти правила противоречат только что прозвучавшим словам апостола Павла, который считал, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор. 7:14), однако никакого противоречия, конечно же, нет, ведь апостол Павел, как следует из контекста его слов, подразумевал людей, которые уверовали во Христа уже будучи в браке. Апостол призывал верующих не смущаться и не искать развода, при этом Павел написал, что не стоит препятствовать, если неверующий супруг хочет расстаться: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (1 Кор. 7:15). Опять же из контекста слов апостола ясно, что развод в этом случае был позволен верующему супругу не для того, чтобы снова вступить в брак, а для всецелого посвящения себя служению Христу.
Помимо апостольских повелений, относящихся к браку, в прозвучавшем сегодня отрывке интересна и та мысль, которая имеет тенденцию от нас ускользать в нашей повседневности: оказывается, один человек способен, будучи рядом, освящать другого. Мы — современные христиане — крайне редко думаем о себе в этом ключе, и нам вовсе не кажется, что мы способны освящать людей и мир самим своим присутствием.
Дай нам всем Бог ни на секунду не забывать, что верующие во Христа люди — «свет миру» (Мф. 5:14), значит, все мы призваны своей доброй нравственной жизнью нести свет в мир, хранить в себе дары Духа Святого и быть проводниками благодати Божией для всех людей!