АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 09.01.2022

Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Гал., 200 зач., I, 11-19.

Глава 1.

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Иногда кратко, иногда пространно, но апостол Павел очень часто на страницах своих посланий возвращается к истории своего призвания к апостольскому служению. Кроме свидетельства самого Павла, у нас есть одно стороннее свидетельство — апостола и евангелиста Луки, оно содержится в 9-й главе книги Деяний святых апостолов. Из этих рассказов можно сделать абсолютно достоверный вывод: для призвания Павла к апостольству не было никаких видимых предпосылок — ни внешних, ни внутренних. Ничто не предвещало и не указывало на то, что истовый фарисей Савл станет не только христианином, но и величайшим апостолом Павлом. Для него самого избрание тоже стало абсолютной неожиданностью: Христос явился ему тогда, когда будущий апостол совершенно этого не ожидал, да и не мог он ожидать чего-то подобного. У Савла были свои планы на жизнь, Христос в них участвовал, но не как Воплощённый Бог, а как зловредный шарлатан, с которым всеми силами необходимо бороться. Всё изменилось очень быстро и бесповоротно.

История обращения Павла не может не вызывать вопросов. Помимо ряда сугубо текстологических и исторических недоумений, возникает вопрос: почему? Почему именно Павел? Почему не кто-то другой? Что можно было бы предпринять, чтобы уподобиться Павлу, конечно, не в смысле его апостольства, а в смысле благодати, данной ему от Бога?

Обидно, но ответов на эти вопросы не существует. Сам Павел в этом отрывке пишет, что он был избран Богом еще до своего рождения. То есть, всё то, что ему было дано, все его дела, сила его слова, неустанное рвение к исполнению воли Христа — это не принадлежность и не заслуга апостола, это — сила Христова.

Здесь нам можно было бы расслабиться и сказать самим себе: «Если дело обстоит таким образом, то зачем напрягаться, зачем понуждать себя к исполнению Христовых заповедей, какой смысл жить христианской жизнью, если пример апостола Павла показывает, что избранниками Божиими становятся не те, кто этого хочет, а те, кого Сам Бог захотел сделать таковыми?» На это недоумение задолго до наступления эпохи Нового Завета прекрасный и исчерпывающий ответ дал пророк Иезекииль, который процитировал то, что сказал ему Бог: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших» (Иез. 33:11). То есть получается, что Бог абсолютно всех и каждого предопределил к тому же, что в свое время получил апостол Павел. У кого-то процесс призвания бывает почти мгновенным, так, как это случилось с апостолом, но у большинства совсем иной путь — Бог открывает Себя постепенно, на это уходят годы, но чаще всего встреча, которая у Павла заняла несколько минут, растягивается на десятилетия. И, пожалуй, для того, чтобы встреча состоялась, необходимо лишь одно условие — искренний поиск Бога, ведь Павел был искренним не только с того момента, в который ему явился Христос, он был предельно искренен и в своей прошлой жизни — жизни юного пламенного фарисея Савла.

Добавить комментарий