АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 09.07.2024

Послание к Евреям святого апостола Павла

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому человеку знакомо состояние внутреннего «раздрая», расщеплённости — когда внутри происходит какое-то необъяснимое, неуправляемое движение разнонаправленных сил души, конфликтующее, истощающее, расстраивающее человека.

Об этом глубинном внутреннем конфликте человека и говорит апостол Павел в 7-й и 8-й главах послания к Римлянам — которое читается во время богослужения в православных храмах сегодня.

Глава 7.

14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,

17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;

23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Глава 8.

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,

потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

«Человек сам себе — злейший враг!» — так говорил Цицерон. Но в устах апостола Павла это утверждение обретает совсем иные оттенки: из обречённости быть таковым «во веки вечные» апостол переводит драму личностной расщеплённости совсем в другой регистр: да, это беда, это горе, это вековечное проклятье человека носить в себе двойственность — но всё это преодолено Христом!

Смотрите, насколько отлична тональность Цицерона и апостола: у первого — «враг», у Павла — «бедолага». Философ ставит поистине «смертельный диагноз» — но не предлагает никакого лекарства. Апостол — тоже ставит ровно такой же диагноз — но иначе, с большой эмпатией к больному, с любовью, состраданием и даже юмором — но и предлагает возможность полного исцеления.

Какой же «рецепт» выписывает апостол смертельно больному внутренним «раздраем» человеку? Рецепт предельно прост: следовать за Христом — причём следовать не в смысле формального согласия с Его утверждениями и призывами — а следовать всем образом своей жизни, выстраивать личные отношения с Ним, дружить с Ним, благоговейно служить Ему, дорожить каждым Его словом, тщательно искать в каждом дне, в чём именно заключается Его воля, что способно ещё больше приблизить к Нему. Всё это можно обобщить одной фразой: жить не по похотям плоти, а по зову Духа.

Но как же научиться не сваливаться обратно, в грехи и соблазны, которых так много вокруг? Страсти, которые, словно щупальца, из нас самих простираются во все стороны — чтобы поскорее удовлетворить свои запросы? Вера во Христа — вот что единственное способно удержать от очередного подскальзывания и съезжания в давнюю наезженную колею греха. Причём вера здесь — это именно осознанное переживание близости присутствия Бога. Каждый из нас знает, как это «работает»: в присутствии важного, дорогого, значимого для нас человека — мы уже не можем вести себя вольготно, распущенно, развязано. Также и для верного Христу реальность Его присутствия оказывается сильнейшей уздой, не позволяющей дурным привычкам взять верх над верой и благоразумием!

Добавить комментарий