Послание к Евреям святого апостола Павла
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вы слышали такую поговорку: «Что естественно, то не безобразно». Сегодня в храмах звучат слова из 8-й главы послания апостола Павла к Римлянам, давайте её послушаем и поразмышляем, насколько эта поговорка правдива или нет.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Чтобы прозвучавший сейчас отрывок было легче воспринимать, я бы предложил произвести замену слов «плоть», «плотское» — на «скотское» или «животное». Ведь именно об этой нацеленности и говорит апостол: об удовлетворении низших сторон человеческого существования — плотских, животных. Эту замену важно произвести ещё и потому, что тело — больше, чем плоть: тело всегда требует одежды, в которой, через посредство которой проявляется, репрезентируется наша личность. Животной же плоти, напротив, никакие «облачения» совершенно не нужны — она их срывает, чтобы заявить себя во всей своей откровенности.
Что же мы тогда услышим? «Живущие по-скотски о животном помышляют». «Скотские помышления — суть смерть». «Скотство — вражда против Бога». «По-скотски живущие, Богу угодить не могут». «Мы не должники животной природы, чтобы жить по-скотски». Я понимаю, что звучит грубо — но зато смыслы сразу же проявляются и совершенно исчезает скрытое внутреннее недовольство, рождающееся из-за двойственности понимания «телесного» как такового.
Разница между собственно «плотским» и «телесным» — огромна. «Плотскость» — это вовсе не «телесность» как обусловленность нахождением в этом, земном, материальном мире. Это прежде всего определённая нереализованность, нераскрытость заложенной возможности: поэтому «плотский», живущий по-скотски человек — «недочеловек», попирающий свою природу — а вовсе не соответствующий ей.
Телесность же, напротив, сама по себе не несёт какой-то негативной в нравственном смысле оценки: тело — лишь инструмент, созданный Творцом именно таким, какой он есть, — но вовсе не для удовлетворения низших, животных, потребностей. Смотрите, как глубоко и возвышенно пишет святитель Василий Великий о призвании тела: «Состав тела, в переносном смысле, есть псалтирь и орган, музыкально настроенный для хвалебных песнопений Богу нашему; телесные
же действия, совершаемые во славу Божию, когда, под управлением благонастроенного ума, не допускаем ничего нестройного в движениях своих, составляют псалом». Вот это да! Тело каждого из нас — не просто «дань животной природе», но тончайший, изысканнейший музыкальный инструмент, способный играть свою уникальную партию в огромном оркестре Божьего мира!
К этому и призывает нас сегодня апостол: всегда помнить о том великом призвании, которое носит каждый человек — звучать, петь песню своего сердца, адресованную Творцу и Спасителю, — и не предавать эту святыню в угоду низшим, животным стихиям!