АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.03.2024

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

3 Ин., 76 зач., I, 1-15.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В наши дни одной из самых распространённых мировоззренческих позиций оказывается агностицизм. Этот выбор может показаться странным, но на самом деле в нём всё более-менее очевидно, ведь чем меньше всего известно, тем меньше правил, а чем меньше правил, тем больше возможности жить, как хочется. Но насколько христианство совместимо с агностицизмом? Ответ на этот вопрос прикровенно содержится в первой и единственной главе третьего соборного послании апостола Иоанна Богослова, которая полностью читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте её послушаем.

Глава 1.

Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,

ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Даже если мы прослушаем сегодняшний текст между делом, собираясь на работу или на машине перестраиваясь из одного ряда в другой, одно из него мы поймем точно: апостол Иоанн уверен в том, что он знает истину. Само это слово употреблено в тексте шесть раз и его сложно не услышать. Причём автор не только знает истину, но имеет дерзновение свидетельствовать о ней. Заметим, не навязывать, не заставлять верить, нет. Слово «свидетельство» означает нечто совершенно иное. Русское «свидетель» — происходит от глагола «видеть». То есть это тот, кто видел то, о чём говорит. Греческое «мАртис» происходит от слова «обдумывать», «припоминать». И в том, и в другом случае свидетельство связано с некоторым опытом, который человек получил и о котором он рассказывает. В случае с апостолом Иоанном Богословом речь идёт об опыте жизни с Иисусом Христом. Конечно, у людей, которые Христа окружали, этот опыт был разным. Пилат пересекался с Ним на несколько часов, но, как римский воин, увидел в Нём лишь странствующего иудейского проповедника, которого обвиняли в революционных настроениях. Поэтому услышав от Спасителя, что Он пришёл «свидетельствовать об истине» Пилат лишь отмахнулся, спросив: «Что есть истина?» Этот жест выдал в нём высокомерность агностика, который обычно не желает даже попробовать разобраться. Напротив, Иоанн Богослов жил со Христом всё время Его проповеди. Опыт был для апостола живым и неформальным, почему своё первое послание он и начинает такими словами: «О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши».

Но разве истин не много, скажет агностик, подойдя к этой теме с другой стороны. Разве в математике, физике, истории нет своих истин? Конечно, есть, согласимся мы. Но Христос — истина в более глубоком смысле. Он есть истина о Боге любящем и воплотившемся ради спасения человека… Он — истина о человеке, таком, каким задумал Его Бог. Именно поэтому истину геометрическую, биологическую или любую другую мы принимаем гораздо охотнее, чем истину религиозную, стараясь в этой области держаться за свой агностицизм. Истины научные в нравственном отношении ни к чему нас не обязывают, в то время как истина религиозная прямо отвечает на вопрос «как жить?». Поверив Христу и став Его учениками, мы уже никак не можем сказать, что не знаем ответа на этот вопрос.

Добавить комментарий