АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 13.07.2024

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задам вам, дорогие друзья, откровенно провокационный вопрос: может ли праведник быть… неправильным? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо послушать отрывок из 3-й и 4-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который сегодня читается во время богослужения в православных храмах.

Глава 3.

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Глава 4.

Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Итак, «праведность» и «правильность» — в чём различие? Чаще всего мы по умолчанию эти два понятия отождествляем: для нас «правильность» тождественна «безгрешности», «безошибочности» — а значит, «праведности». Но о чём говорит апостол? О прямо противоположном: ведь «правильность» — это и есть «чёткое, непреклонное, во всех подробностях исполнение дел закона» — то есть, по-нашему, «правильность». И апостол утверждает: для Бога «правильники» — совершенно необязательно — «праведники»!

В еврейском языке «צדק» (цедек) — слово, которым обозначается и «праведность», и… «правда». И апостол утверждает, что Бог буквально «назначил», «провозгласил» Авраама «праведником» — вовсе не за то, что он это заслужил своими делами, а исключительно по причине его веры! Значит ли это, что дела — не имеют никакого значения, главное — «иметь веру в сердце?» Отнюдь!

Вот как объясняет это затруднение святитель Феофан Затворник: «Вера, проникая дела Авраама, делала их угодными Богу; да она сама и рождала дела. Ибо смотри. — Повелевает ему Бог оставить дом отца, род свой и страну свою и идти в землю, которую покажет ему. Он верует и идёт, не зная куда. Пришёл в землю обетованную. Бог говорит ему: эту землю дам тебе и семени твоему, которое будет многочисленно. Он верует и ждёт. Проходят годы, детей нет, а он всё верует. Вот уже старость бездетная, а он всё верует, что от него будет потомство. И эта вера увенчалась наконец событием. Дал Бог сына — опору надежды на потомство. Но только что он вырос, как Бог повелевает его принести Себе в жертву. Верует Авраам, что так должно, и идёт принести в жертву сына своего, не теряя, однако, уверенности, что, несмотря на то, всё же будет у него многочисленное потомство. Так, у Авраама всё вера и вера. Вера рождала и оживляла дела, сообщая и им, и ему, действующему, особую цену пред лицом Бога.

Вот как, оказывается, различаются «правильность» и «праведность»: правильным — с точки зрения исполнения закона — можно быть и вообще без Бога, ради себя самого и собственного представления о «правильности». А вот настоящим «праведником» быть без Бога совершенно невозможно: ведь только вера в Него, постоянная сверка своей воли с Его волей и даёт силы и вдохновение идти путём праведной жизни — который далеко не всегда — совершенно внешне «правильный» и «безупречный»!

Добавить комментарий