Деяния святых апостолов
Комментирует священник Антоний Борисов
Истории свойственно проходить через схожие этапы, повторяться частично или даже полностью. Гонения, которым совершенно необоснованно подвергались христиане в древности, как волны, накатывали на Церковь и впоследствии. О причинах преследований и логике гонений повествует отрывок из 25-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Апостол Павел оказался в заключении по ложному навету иудейских законников. Сами они не могли держать святого в тюрьме и, тем более, казнить его. Поэтому фарисеи и иные религиозные вожди древней Иудеи решили использовать ту же схему, что уже была ими опробована в случае со Христом. Члены Синедриона, религиозного суда и высшего органа управления древнего Израиля, потребовали у римской власти разобраться с Павлом.
Но имперские правители Иудеи — сначала Феликс, затем Порций Фест — наученные опытом предшественников, постарались максимально затянуть рассмотрение дела. Они не отпускали Павла на свободу, чтобы не злить Синедрион, но и выносить приговор не собирались. Ведь понимали — Павел, если и виноват в чём-то, то точно не перед лицом империи. Но подобное положение дел долго длиться не могло. Рано или поздно решение необходимо было принять.
Удобной возможностью разрешить ситуацию стал приезд в гости к Порцию Фесту Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. Римский чиновник разделил с вассальным правителем ответственность за судьбу Павла, отправив того в Рим для дальнейшего разбирательства. Такой вариант стал возможен ещё и потому, что Павел напомнил обвинителям о своём общественном статусе — апостол имел имперское гражданство.
Беззаконное судилище, которое пытались устроить над Павлом его недруги, напоминает страницы недавней истории нашей страны. В прошедшем веке множество служителей и прихожан Православной Церкви преследовались безбожной властью. Обвинители не могли открыто признать, что наказывают верующих за их убеждения, что ненавидят Христа, а потому убивают Его учеников. Подобное поведение выглядело бы странным, никак не сочетающимся с репутацией атеизма как предельно логичной, рациональной идеологии. Потому и придумывались разного рода поводы и обвинения, не имевшие прямого отношения к вере.
Но богоборческий характер гонений на Церковь в Советском Союзе невозможно было скрыть. Несмотря на смиренное принятие иерархами новых политических условий, на произнесение слов лояльности со стороны высшей церковной власти, преследования продолжались. Ведь в корне лежала ненависть — ко Христу и Его наследию. Данный исторический урок нельзя забывать, при этом не испытывая ответной ненависти к гонителям. Просто верующим в Господа Иисуса нужно, с одной стороны, благодарить Бога за мирные времена, а с другой — быть внутренне готовыми к тому, что всё может измениться. И правда Господня в очередной раз столкнётся с дьявольскими ложью и злобой. Но тот, кто находится на стороне Христа, всё равно победит! Ведь не в силе Бог, а в правде.