Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Не существует человека, которому бы нравилось всё, что с ним происходит, нравились бы все люди, с которыми он в жизни пересёкся. С точки зрения биологической, испытывать не только симпатию, но и антипатию естественно и нормально. Но нормальна ли антипатия для верующих? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12 главы первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 12.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
Хотя нередко нам кажется, что древние общества были более общинными и сплочёнными, именно в древности возникла пословица «Человек человеку волк». И возникла она, конечно же, неспроста. Да, люди объединялись в этнические, социальные или профессиональные группы, но никаких духовных оснований для того, чтобы быть едиными, для того, чтобы чувствовать друг ко другу родство, для того, чтобы развивать институты, связанные с милосердием и взаимопомощью, у них просто не существовало. Это сегодня за старыми и больными людьми принято ухаживать, это сегодня брошенного новорождённого ребёнка вряд ли кто-то оставит на улице умирать. Однако в древности всё было иначе. Исследователи древнего христианства отмечают, что язычники, населявшие древнеримскую империю, с удивлением смотрели на верующих во Христа и не понимали, что побуждало их называть братьями и сёстрами совершенно чужих людей, относиться не только терпимо, но и с милосердием к людям, на которых надо было тратить силы, время и деньги… Почему бедные получали здесь помощь, а богатые находили искреннее общение и возможность помогать другим. Впрочем, из сегодняшнего апостольского чтения видно, что христианские общины не были идеальны, ведь христианами становились те же бывшие язычники.
Объясняя логику христианской жизни, апостол Павел сравнивал Церковь с телом. И как в теле органы не конфликтуют, но, напротив, полноценно существуют именно в единстве и соработничестве, так призваны сосуществовать верующие во Христа. И как в теле нет неважных частей, так в Церкви не должно быть того, кто не важен и никому не нужен.
Если у больного болит та или иная часть тела, больно ему, а не просто его руке или голове. Если мастер умело режет по дереву, мы радуемся за него, а не только за руки или глаза. Если человек отпадает от Церкви или наоборот достигает духовных высот, если у него беда или радость — всё это сказывается на всей общине. Почему? Да потому что только так и проявляется подлинная любовь верующих друг к другу. Не только в общении с близкими друзьями, не только в помощи совершенно неизвестным людям, но во вдумчивом, глубоком и искреннем общении именно с теми, кто рядом, кого ты можешь назвать братом или сестрой. Такое общение бывает самым трудным, но оно же оказывается самым важным, потому что поистине оказывается школой любви.