Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 — XII, 2.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Когда человек впервые приходит в Церковь, он нередко испытывает страх перед неизвестной традицией, перед людьми в специальных облачениях, и даже перед Богом и святыми. С одной стороны, это вполне естественно, незнакомое место, незнакомые люди… Но к какому ощущению в итоге должен прийти человек? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Главное слово, которое звучит в отрывке, который мы сейчас услышали, — это слово «вера». Каждому из нас оно кажется прекрасно знакомым, ведь все имеем опыт веры — веры в Бога, веры своим близким, веры тем или иным специалистам — врачам, учителям и многим другим. Всё это, конечно, разные виды веры, и всё же их объединяет нечто важное. Веря другим людям, мы вверяем себя в их руки — доверяя врачам, прислушиваемся к их рекомендациям, вверяя своих детей учителям, — верим, что они дадут им необходимые знания… Вверяя себя Богу, мы верим, что Его заповеди могут исцелить и исправить нашу жизнь, причём не только внешне, но и изменить её к лучшему внутренне. Мы верим, что Господь, как Тот, Кто любит нас, желает нам добра. Самое главное, что доверие предполагает отсутствие страха. Уважение, почтение, даже трепет — всё это может наполнять наше сердце, но не боязнь. И если людям, как существам несовершенным, нам сложно довериться вполне, Богу мы призваны доверять именно так. В нас не должно быть ни тени сомнения в том, что Он рядом и ведёт нас по жизненному пути.
Легко говорить о доверии, когда всё хорошо, вы попробуйте говорить о нём, когда трудно, скажет кто-нибудь. Не тогда, когда вокруг мир и благополучие, не тогда, когда ты сыт и одет, а в тяжёлые времена испытаний.
Что ж, сегодняшнее чтение именно об этом. Разве было легко Моисею, который ради верности Богу отказался называться сыном дочери фараоновой и был готов страдать с народом Божиим в пустыне, вместо того чтобы жить во дворце? Разве было легко пророкам, которые испытывали побои, были вынуждены скитаться и терпеть лишения и многое другое, только из-за того, что жили по заповедям и призывали к этому других.
Впрочем, было бы неправдой сказать, что их жизнь была сплошным испытанием. Любой, кто живёт в доверии Богу, может свидетельствовать, что плодами веры является внутренний мир и помощь Божия, которая подаётся обильно в разных ситуациях. И самое главное — ощущение, что ты Богу становишься своим, становишься своим для святых и для всей Церкви. Ты можешь жить в любое время и в любом месте, в годы гонений или в спокойные времена… Это становится не так важно, ведь доверяя Богу, ты оказываешься причастен Его благой вечности.