Послание к Римлянам святого апостола Павла
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нам зачастую кажется, что где-то есть те духовные люди, которые способны наставить нас на путь христианской жизни, сделать так, чтобы мы всё поняли, осознали свой путь и предназначение, и наконец-то перестали впадать в свои привычные грехи. Есть среди нас и те, кто буквально охотится за такими людьми. С одной стороны, действительно, встреча с человеком, в котором живёт Дух Святой, может многое изменить в нашей жизни, с другой — у нас нет оснований из Священного Писания Нового Завета, побуждающих заниматься поиском таких людей. Более того, есть в Новом Завете строки, которые и вовсе повествуют о чём-то странном и в наши дни не совсем понятном: о назидании друг друга как о достаточном для спасения. Одно из таких мест содержится в 15-й главе Послания апостола Павла к Римлянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Сказав в только что прозвучавшем отрывке Послания к Римлянам о Христе, Который стал Спасителем для каждого человека вне зависимости от его происхождения, апостол Павел перешёл к теме наставлений.
Сделал он это как будто бы немного извиняясь, ведь христианская община Рима была основана не им, и Павел совершенно не планировал вмешиваться во внутренние дела общины, не чувствовал апостол, судя по всему, и дерзновения для каких-либо нравоучений, потому то мы и услышали такие его слова: «Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам» (Рим. 15:15).
Здесь же апостол Павел выразил очень интересную мысль, о которой нам стоит задуматься: «Я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15:14).
Если следовать словам апостола, то мы можем сделать как минимум два практически значимых вывода. Во-первых, давать назидания кому-то совершенно внешнему и потому незнакомому — плохая затея, апостолы так не поступали, они наставляли лишь тех людей, которых знали, и те общины, которые были ими основаны. Во-вторых, Дух Святой живёт не только в неведомой дали, в чужих землях и древних монастырях, наполненных седовласыми старцами, Он живёт в каждой христианской общине, если бы это было не так, то и таинства, которые совершаются в христианских православных храмах, были бы невозможны, потому как церковные таинства — плод действия Духа Святого. Если же Дух Святой живёт в христианских общинах, то Он в той или иной степени пребывает на каждом христианине внутри общины, следовательно, тот человек из приходского храма, который нам кажется простым, привычным и незатейливым обладает даром Святого Духа, и может в чём-то назидать других членов общины. Апостол Павел констатирует это как некий непреложный факт. Дай Бог, чтобы именно так мы и воспринимали слова апостола, чтобы помнили о том, что сокровище духовного наставления находится рядом с нами, им можно воспользоваться, если, конечно, не превозноситься, не зазнаваться и быть внимательными к тем, кто рядом с нами.