Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое самое страшное наказание может послать человеку Господь и за что? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Послание апостола Павла к коринфянам можно назвать строгим посланием. И тому были веские причины. Сегодня мы услышали целый список пороков, которыми болела христианская община города Коринф. Среди её участников были и зависть, и гнев, и ссоры, и клевета, и наушничество, и гордость, и беспорядки. Ко всему этому Павел обличает коринфян в нечистоте, блудодеянии и разного рода непотребствах. Апостол призывает их задуматься о том, какую жизнь они проводят. Покаяться. То есть изменить свой образ мысли и действий. Этими призывами и предупреждениями он предваряет свой визит в Коринф. Если же, когда он придёт, коринфяне не изменятся, то, как он говорит, он их не пощадит. Выражение, которое использует Павел, звучит как прямая угроза. Какое же наказание он приготовил для тех, кто не успеет принести покаяние? Намёки на это мы встречаем в тексте послания.
Павел опасается, что если ситуация не изменится, то, как он говорит, «вы встретите меня таким, каким не желаете». То есть, если коринфяне останутся в том же расположении духа, в каком они прибывают, апостол покажется им чужим человеком. Более того, Павел продолжает: «Бог мой уничижит меня у вас». То есть на апостола они будут смотреть как на ничтожество. В их глазах он будет пустым местом. Его авторитет для них будет равен нулю. Тот, кто некогда родил их для жизни вечной, словно перестанет для них существовать. И тогда, предупреждает Павел, ему придётся «оплакивать многих». Ведь вместе с ним для коринфян потеряет смысл и перестанет быть значимым всё то, что он им говорил о Христе.
Итак, наказание, которое ждёт грешников и которым грозит им апостол, совсем иной природы, нежели те санкции, которые обычно применяют против людей, нарушивших закон. Да и власть у Павла не та, которой обладает государство. Поэтому и предупреждает он не о тюремном заключении, не о штрафах, не о понижении должности и не об увольнении с работы. Ничего этого люди лишены не будут.
Более того. Они будут делать, что хотят и как хотят. При этом качество их материальной жизни никак не изменится. А, может, даже и улучшится. Ведь нередко бывает, что именно порок приносит человеку временный успех. Однако в жизни этих людей перестанет присутствовать Господь. Они лишатся Духа, которым обладал Павел. В конечном счёте, они останутся предоставленными сами себе и случаю. Это и есть наказание, достойное того, чтобы плакать о судьбе человека. Наказание, которое мы, увы, всегда выбираем сами. Ведь или наша жизнь наполнена духом Божиим, или в неё постепенно закрадывается пустота, избежать которой можно лишь в том случае, если я сознательно на ежедневной основе исполняю заповеди Евангелия, о необходимости соблюдения которых и напоминает коринфянам апостол Павел.