Послание к Римлянам святого апостола Павла
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как создать здоровые отношения с членами своей семьи, с коллегами по работе, со своими знакомыми и близкими? И в целом, что является главным условием крепкого союза с окружающими людьми? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Отрывок, который мы только что услышали, это заключительная часть послания апостола Павла к Римлянам. Обратим внимание, чем завершается письмо. Апостол передаёт привет своим адресатам от лица Тимофея, Луция, Иасона, Сосипатра, Гаиа и Тертия. Ученые-библеисты всячески пытаются определить, кем именно являлись эти люди. Несмотря на то, что мнения в деталях расходятся, становится очевидным одно — все они очень разные: разный возраст, происхождение, образование, воспитание, социальный статус, характер и судьба. Иными словами, вокруг апостола была группа учеников и последователей, которые в других условиях никогда бы друг с другом не общались. Однако Дух Божий собрал их в Церковь Христову, где они стали ближайшими соратниками Павла и совместно двигались к общей цели.
Интересно то, что апостол в своих посланиях нередко прибегает к этому приёму. Он постоянно упоминает третьих лиц. Или так же, как сегодня, передаёт от них приветы читателям послания. Или, наоборот, сам просит передать привет тем людям, которые окружают его адресатов и являются их ближайшими соратниками.
Всё это на первый взгляд может казаться незначительной деталью. Однако на деле это яркое свидетельство глубокой духовной силы, которая действовала через Павла и благодаря которой стояла и до сих пор стоит Церковь. Ведь вдумаемся. Казалось бы, письма верховного апостола. Какой статус. Какая важная бумага. Да и сами темы подчёркивают не бытовой характер переписки. В своих посланиях Павел рассуждает о расколах, ересях, глубоких и таинственных истинах вероучения, о дисциплине. Как всё должно быть официально, по-деловому, возможно с соблюдением дипломатического протокола. Сверху вниз, одним словом. Но нет здесь этого. Всё очень по-семейному. Павел — отец большой семьи, который пишет письмо своим детям.
Нередко мы говорим, что залог единства Церкви — действие в ней Духа Святого. И это действительно так. Без этой сверхъестественной основы ни одна человеческая организация долго не протянет. Однако и у нас, у людей, есть своя задача в поддержании церковного единства. Это стяжание, то есть усердное приобретение первохристианского духа искренности и простоты. Поэтому апостол и говорит сегодня: если не хотите расколов и разделений, будьте просты на зло. То есть побеждайте зло раздора простотой, искренностью общения. Неслучайно и Господь говорит в Евангелии: «будьте просты как голуби, но мудры как змеи».
Если нет этого духа простоты, любой, даже самый благородный, союз превращается для его участников в муку смертную, а самое кратковременное участие в нём ощущается как дурная бесконечность. Но если мы, путём исполнения заповедей Евангелия, развиваем и поддерживаем в себе состояние духовной простоты, мы создаём условия для того, чтобы Дух Божий действовал в нас во всей Своей полноте. И тогда в какой бы жизненной или даже исторической ситуации мы не оказались, общение с окружающими будет для нас радостью, а наше единство устоит навеки и «врата ада не одолеют его».