АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 30.05.2024

Деяния святых апостолов

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Религиозные люди нередко отличаются уверенностью в своей правоте, ведь им открыта истина. Само по себе это неплохо, да и как иначе верить, если всё время сомневаешься? Однако, наряду с этой уверенностью в человеке должно быть одно важное умение, о котором не все религиозные люди помнят. Именно о нём прикровенно рассказывается в отрывке из 10-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 10.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,

35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:

38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться

41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Отрывок, который мы сейчас услышали, — это проповедь апостола Петра в доме римского военачальника Корнилия, который был благочестивым человеком, почитал истинного Бога, хотя членом народа Божиего не являлся. Эта речь начинается с очень важных слов, которые мы вряд ли ожидаем услышать от апостола. Однако, прежде чем их цитировать, важно объяснить контекст, в котором они появились. Исполняя завет Спасителя, Пётр проповедовал благую весть о Его воскресении после Пятидесятницы, а по прошествии времени обходил учеников, живущих в разных городах. Как благочестивый иудей, апостол при этом старался не сообщаться с язычниками. Такое отношение к ним было для иудеев абсолютной нормой и о другом апостол не мог и помыслить. Мессия воспринимался им как тот, кто пришёл для торжества народа Божьего. Бог же, со Своей стороны, побуждая Его к проповеди язычникам, явил ему видение, в котором призвал не почитать нечистыми никого из людей. И вот Пётр, возможно никогда прежде не бывавший в доме римлянина, пусть даже и благочестивого, стоит перед ним и говорит: истинно я убеждаюсь, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Обычно, задумываясь над этими словами, мы обращаем внимание на любовь Божию, которая обращена ко всем людям. Это правильно, и помнить об этой любви очень важно. Но задумаемся о том, что эти слова говорят нам об апостоле? Какая внутренняя работа должна была быть проведена для того, чтобы, стоя перед лицом язычников, начинать проповедь с фактического признания собственной неправоты.

Пётр проповедует, но делает это не с позиции силы, не обличая их, но говоря им о спасении через Иисуса Христа. А ведь представить себе только, сколько всего нелицеприятного мог бы сказать иудей язычнику, как мог бы распалиться, говоря о захвате его родной земли, о том, что идолы всего лишь рукотворные статуи, а никакие не боги. Но он ничего этого не делает. Напротив, он подчёркивает, что Бог, который послал Иисуса, — Господь всех, как иудеев, так и язычников. Он послал Христа для того, чтобы через Него спасти всех и всем даровать отпущение грехов. Слова апостола Петра могут показаться нам простыми и привычными. Сколько раз мы слышали их в храмах или по радио… Но для людей, которые слышали их впервые, были новы не столько они сами, сколько интонация, с которой они произносились. Речь, которую мы услышали, произносилась человеком, который видел в язычниках тех, кого любит Бог.

Как хорошо было бы и нам, верующим людям, смотреть на других не с возмущением и не сверху вниз, но с пониманием того, что они, даже если неправы, дороги для Бога так же, как и мы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *