Послание к Евреям святого апостола Павла
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отличается ли чем-то путь к Богу в древние, ветхозаветные времена, от современного, христианского? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Центральной темой только что прозвучавшего отрывка является тема веры в Бога. Апостол перечисляет ряд ситуаций, которые в сознании его слушателей чётко ассоциировались с историями и судьбами конкретных древних святых и праведников. Павел акцентирует внимание на том, что достойно выйти из всех тех трудностей, которые выпали на их долю, им помогла лишь особая связь с Творцом. В самых неблагоприятных обстоятельствах именно она помогала им смело смотреть в глаза опасности. Не сила оружия, ни знания, ни связи и поддержка окружающих, ни собственная смекалка и предприимчивость, но именно безграничное доверие Богу давало им силы идти порой на огромный, страшный риск и совершать то, что по человеческим меркам казалось невозможным.
Что же было содержанием этого вдохновляющего опыта? Из контекста речи апостола становится очевидным, что, с одной стороны, это ощущение присутствия Творца, с другой, предчувствие того, что каким-то образом в будущем эта связь с Богом станет сильнее, глубже, теснее. Древние праведники жили надеждой на пришествие Мессии, Христа, которого они не смогли увидеть при своей жизни. Поэтому апостол и говорит, что ни один из этих героев веры не получил обещанного в полноте. Эта полнота Божественного присутствия, к которой они стремились, открылась лишь с приходом Спасителя. Поэтому, обращаясь к своим современникам, Павел и утверждает: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Однако именно уверенность и всё нарастающее ощущение приближения Бога давали древним святым силы жить и двигаться вперёд по пути совершенствования.
Для нас это очень важное напоминание. Ведь если древние святые, не имея того, что имеем мы в церковных таинствах, не опускали рук и во всяческих тяжких обстоятельствах хранили верность Творцу, то насколько больше шансов имеем мы преуспеть в этом деле. Ведь люди Ветхого Завета были отделены от новозаветной благодати не только своей греховностью, но также временем и пространством. Сами исторические обстоятельства ещё не благоприятствовали полноценному общению. Нас же держит вдали от Творца всего лишь наша собственное желание. Мы зачастую не вблизи Бога, так как в нас нет решимости жить по Евангелию. Поэтому и призывает нас сегодня апостол Павел с терпением совершать свой путь. У всякого из нас, в отличие от древних святых, есть все необходимые условия уже здесь и сейчас, в этой земной жизни подойти к Богу так близко, как к Нему не мог приблизиться ни один из великих святых древнего мира.