АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 31.03.2024

Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, что от наследства человека могут отстранить — по решению суда — если наследник вёл себя по отношению к наследодателю недостойно? Другими словами, наследование — это вовсе не формальный, механический процесс — а сложный и многогранный.

О том, как обстоит дело с наследованием христианами духовного наследства, оставленного Христом, — и пойдёт речь в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Евреям, который сегодня читается за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

Итак, апостол Павел призывает христиан быть предельно, особо внимательными к тому, чтобы не лишиться завещанного им Христом наследства. При этом апостол усиливает значимость проблемы, приводя для сравнения духовные силы — ангельский мир — который при всей своей мощи и значимости всё же не является наследником Божественных обетований. Ангелы — всего лишь служебные, сопровождающие этот процесс передачи наследства, силы — а вовсе не субъекты наследования.

В чём же заключается ценность этого ожидаемого христианами наследства? Чтобы разобраться в этом вопросе, надо вспомнить очень простую деталь: для получения наследства тот, кто его передаёт, должен умереть. И тогда всё то, что ему принадлежало, переходит наследникам согласно закону. Но чем же обладал Иисус Христос, что могло бы представлять собой ценность именно в плане наследования? Ведь, как мы знаем из Евангелия, Иисус был нищим бродячим проповедником, и ни о каком владении чем бы то ни было и речи не могло идти?

Самое главное, чем обладал Иисус Христос, — это его Сыновство. Он — не просто человек, один из миллиардов, рождённых за всю историю. Он — Сын Божий, Слово Небесного Отца, соединившееся с человеческой природой, воспринявшее в Себя человечество как таковое. Богосыновство Иисуса и является самым главным сокровищем, которое и представляет собой основной интерес для потенциальных наследников. Ведь Сын — в силу родства Отцу и Своей единственности, отсутствия других детей — имеет доступ абсолютно ко всему, чем обладает Его Отец.

Мы подходим с вами к очень напряжённой, даже пронзительной мысли. Чтобы её раскрыть, необходимо вспомнить песнопения Страстной Седмицы, последней недели перед Пасхой, а особенно песнопения, посвящённые Крестным страданиям. В этих исполненных трепетного ужаса гимнах рефреном повторяется в разных образах одна и та же мысль: Бог, невероятный, всесильный, всеблагой, создавший весь этот мир и всю жизнь на земле, и человека — «днесь висит на Древе», то есть убивается руками тех, кого Он Сам же и создал! Бог входит в совершенно недоступное Ему состояние смерти — через воспринятое Им человеческое тело — и в этом смысле можно сказать, что Бессмертный Бог умирает на Кресте — как бы парадоксально это ни звучало.

Сын Божий умирает — и через это делает возможным наследование Его Богосыновства теми, кто является его «родственниками». А принятие в «родство» Иисусу Христу происходит так же, как и в обычной жизни — через рождение. Но только рождение не «по плоти», а «по духу», которое и совершается в Таинстве Крещения.

Итак, все, кто крещен во Христа, — и являются наследниками Его Богосыновства. Но это наследование — не безусловное: как и в гражданском праве, если наследник проявил себя по отношению к наследодателю недостойно, порочно, преступно — он не сможет вступить в права наследства.

Вывод, к которому побуждает нас апостол сегодня, предельно очевиден: неужели какая-то временная «сладость греха» может оказаться для нас желаннее, чем перспектива сонаследовать всё то, чем обладает Сын Божий — Христос Спаситель?

Добавить комментарий