Библейские чтения
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, в истории Ветхого Завета не было тех пророков, которые жили бы в благополучное и безопасное время. Впрочем, это неудивительно: таких времён было совсем немного в истории Древнего Израиля. Пророки не могли не обращать внимание на происходящее вокруг, они взывали к Богу, молили Его о помощи, и получали ответ, но ответ этот мог относиться не только к текущей ситуации, но и к далёкому будущему, тому будущему, в котором придёт Мессия. Особенно же много ответов такого рода получал от Бога пророк Исайя. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 14-й главы его книги, и эти слова — слова о Христе.
Ещё святитель Василий Великий замечал, что тяготеющий к земному плотский Израиль предпочитал понимать эти слова пророка Исайи в сугубо временном ключе, а именно — как указание на победу Израиля над его врагами, в частности, над Ассирией. Свою мысль святитель Василий выразил так: «Плотский Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудеи и что народ израильский отведёт в плен ассириян, возложив на них иго рабства».
Неизвестно, на каких именно еврейских толкователей ссылался при этом святитель Василий, но очевидно, что такое толкование ошибочно: Ассирии уже давно не существует, а в пленении у Израиля она так и не побывала. Однако нельзя исключать, что святитель Василий лишь риторически усилил мысль еврейских толкователей, которые в словах пророка Исайи видели указание на победу Израиля над Ассирией, но никак не на пленение Израилем Ассирии.
Такое усиление могло быть необходимо святителю Василию ради того, чтобы показать несостоятельность прочтения текстов Священного Писания исключительно в земном ключе, за ними всегда необходимо уметь видеть нечто значительно большее, то, что имеет отношение не к человеческому, а к божественному. Собственно, именно так святитель Василий и продолжил свою мысль: «А мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (Кол. 3:1), землёй называем благое сердце […] Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание».
Далее мысль святителя Василия перешла к рабству греху и избавлению от этого рабства. Нам сложно не согласиться с толкованием святителя Василия: действительно, пришествие Христово, Его Смерть и Воскресение сделали нас свободными от гнёта греха, теперь, если мы действительно этого захотим, мы имеем возможность быть свободными. Эта свобода далась нам дорогой ценой — ценой крови Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, и пренебрежение ей — есть не что иное, как оскорбление величия Божия и уничижение спасительного подвига Христова. Дай Бог, чтобы эти состояния были далеки от нас, и чтобы в каждую секунду жизни мы выбирали свободу от греховного рабства!