Библейские чтения
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
После грехопадения первых людей смерть вошла в жизнь человечества. С одной стороны, она необходима как противодействие распространению зла, с другой — мы не можем не ощущать её противоестественность, не можем не понимать, что смерти быть не должно, как не должно быть и зла. Пророки Ветхого Завета прозревали то время, когда смерть будет истреблена. Видел это и пророк Исайя, отрывок из 25-й главы книги которого звучит сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах.
Исайя был пророком Ветхого Завета, а это означает, что он был представителем избранного Богом народа, для которого было характерным думать не столько о судьбе всех людей, сколько о своём собственном будущем. Однако Исайя сумел выйти за пределы национальной ограниченности, и в его словах мы находим упоминание того, что является общим для всех народов, то есть для всего человечества. Исайя это общее назвал «покрывалом, лежащим на всех племенах». Образ покрывала на первый взгляд кажется довольно туманным, но если мы обратимся к Священному Писанию Нового Завета, то нам станет понятным, о чём здесь идёт речь. Так, во Втором послании к Коринфянам святого апостола Павла есть такие слова: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2Кор. 3:14). То есть под покрывалом Священное Писание понимает всё то, что мешает человеку ясно видеть истину, это своего рода повязка на глаза, частично закрывающая свет. Покрывало, как о том написал апостол Павел, может быть снято только Христом, эту апостольскую мысль стоит понимать как указание на грядущее устранение Христом всего того, что мешает нам познавать истину. Но что именно Он устранит? И что нам мешает приближаться к истине?
Для ответа на этот вопрос нам стоит вспомнить, что жизнь человека во многом обусловлена фактом его смертности. Именно смертность толкает нас на множество нравственных преступлений, ну а попрание установленного Богом закона влечёт за собой помрачение ума. Если же не станет смерти, то не станет и вызванных ей преступлений, у человека попросту исчезнет необходимость бороться за своё выживание, попирая при этом интересы других людей. Христос Своим Воскресением уничтожил смерть, «путь сотворив», как о том сказано в литургии Василий Великого, «всякой плоти к воскресению из мёртвых». Христиане древности очень хорошо понимали это, они чувствовали, что смерти отныне нет, а потому им совершенно нечего бояться, они с радостью и духовным весельем принимали страдания за Христа, зная, что физическая смерть не в состоянии лишить их жизни, ведь они совоскреснут со Христом. Церковь ежедневно вспоминает в своих молитвах этих людей, и просит у них, чтобы мы нашли в себе силу быть их достойными наследниками в вере, и очень хочется надеяться, что эта церковная молитва будет услышана Богом.