Библейские чтения
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Иногда со стороны тех, кто только присматривается к вере, звучит вопрос: а какой смысл в молитве, когда и так всё в бытии происходит по воле Всевышнего? Неужели мы можем своими словами «подтолкнуть» Бога или, наоборот, «притормозить Его»?
Отрывок из 37-й и 38-й глав книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, даёт ясный ответ на этот вопрос.
Глава 38.01В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
02Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:
03«о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
04И было слово Господне к Исаии, и сказано:
05пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,
06и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
Не правда ли, очень умилительный эпизод из жизни Езекии приводит Исаиа? И вот что самое удивительное: ведь пророк действительно возвещает царю волю Бога о том, что его болезнь — последняя, смертная. Казалось бы, что должен был бы сделать Езекия? Ответить Богу: да, мой Господин и Хозяин, Тебе повинуюсь и не смею прекословить! Но мы видим нечто совершенно иное: он, 13-й царь Иудеи, впал в печаль от такой новости и — заплакал! ну вот совсем не подобающее царю поведение! Он не просто решительно не соглашается с уже вынесенным приговором — он… откровенно обижается на Бога и предъявляет ему даже определённый упрёк — как же так, я столько для Тебя сделал — а Ты меня хочешь лишить жизни? Мы знаем, что именно при Езекии возобновились жертвоприношения в Иерусалимском храме, были восстановлены стены города, пробит в скале туннель для водоснабжения — и это лишь самое выдающееся, что сделал царь. Перед нами — совершенно открытый, искренний, не фальшивый, не надуманный формат общения между человеком и Богом. Но разве можно Богу — сопротивляться?
Вот какой ответ на наш вопрос даёт известный духовник монастыря Симонопетра архимандрит Эмилиан Вафидис: «Представьте: некий человек бьёт воздух. При отсутствии противника он с лёгкостью может направить свои удары, куда захочет. Когда он дерётся с пустотой, то не встречает ни малейшего сопротивления. Однако при наличии противника он мгновенно собирается, его кулаки сжимаются, мышцы напрягаются. Встретив сопротивление, он понимает, что не только он бьёт, но и его бьют. Если у меня не возникает ощущения такой борьбы с Богом, то это значит, что я ещё даже не приступил к молитве. Но предположим, мы стали молиться и начинаем битву с Ним. Он сопротивляется, борюсь и я, и вопрос теперь в том, победит Он или я. Нет другой возможности, кроме как упасть мне, залитому кровью, или одержать над Ним верх и услышать: „Ты победил Меня“. Именно это слышали святые, которые Его делали своим послушником».
Вот вам и ответ: все наши жизненные скорби, проблемы и драмы — не более, чем вызов каждого из нас на молитвенный ринг! И, скажу вам по секрету, — зачастую мы очень сильно недооцениваем своих возможностей в этом духовном поединке!