Библейские чтения
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Задумывались ли вы, почему так популярны разные виды оберегов — причём даже у тех, кто не особо-то верует во что бы то ни было? Отрывок из 40-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, хорошо показывает, что лежит в основании этой популярности.
Устами пророка Бог говорит о Себе Самом как прежде всего о Творце всего сущего и Верховном Господине. Его невозможно «упаковать» ни в какой предмет, или изображение, или священнодействие: Он «Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья», — так говорит пророк.
Но если между человеком и Богом нет личных отношений, неудивительно, что такой величественный образ Бога легко превращается в абстракцию, которая при всей грандиозности быстро задвигается на самую периферию сознания — а внутри возникает острая потребность чего-то понятного, близкого, соразмерного человеческой ограниченности. Человек берёт то, что ему доступно, — и наделяет упрощёнными свойствами Того, Кто для него слишком далёк — так и возникают идолы, обереги и другие атрибуты магического мышления.
Нам сегодня непросто представить, какой подвиг веры был призван предпринимать всякий раз верующий иудей, чтобы на фоне безграничного числа идолопоклонников категорически отказываться от какой бы то ни было возможности «упаковать» своего Бога в понятного всем идола. Но именно благодаря такой самоотверженной вере, постоянно обновляемой открытости навстречу бесконечному числу вопросов о том, каков же Бог на самом деле, — именно еврейскому народу выпала честь стать реальным проводником Бога в человеческий мир. В лице Иисуса Христа, Сына Божия и сына человеческого произошло разрешение этой драматической несоразмерности между Божественным и человеческим: у Бога теперь — как писал преподобный Иоанн Дамаскин — «человеческое лицо», а это значит, Господа можно изображать, Его можно видеть, Его величие теперь доступно для человека и соразмерно возможностям человеческого восприятия.
Вот почему между любым оберегом и иконой — даже если она совсем небольшая — лежит пропасть. Икона свидетельствует о факте Боговоплощения — а оберег лишь выражает чаяние души, адресованное хорошо если в пустоту Вселенной — а то и откровенно к демоническим силам.
Так что, дорогие друзья, не будем разменивать масштаб наших доверительных отношений с Богом на мелкие псевдодуховные авантюры в виде далеко не безгрешных оберегов и идольчиков!