Библейские чтения
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Знаете ли вы, дорогие друзья, что такое — вермикомпостирование? Это очень активно набирающая своих последователей технология переработки пищевых отходов в плодородный гумус, которая легко осуществляется и в обычной квартире, и в промышленных масштабах. Неожиданное сравнение с главным героем этой технологии мы слышим в отрывке из 41-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения. Попробуйте догадаться, что именно я имею в виду?
В последнем стихе прозвучавшего сейчас отрывка из книги пророка Иасии Бог сравнивает Свой избранный еврейский народ с… червём — ни больше, ни меньше! Но вот вопрос: зачем? Это ведь, как минимум, очень и очень неприятно, да и унизительно! Но разве может из уст пророка прозвучать какое-то бессмысленное утверждение? Давайте разбираться.
Тот, кто когда-нибудь видел, как работает «вермикомпостирование» — переработка остатков пищи червями — не мог не удивиться тому, как быстро вонючие отходы превращаются в пахнущий свежей землёй питательный гумус. Черви не особо-то привередливы: они с удовольствием потребляют практически любую, даже испортившуюся, еду. Главное, чтобы было достаточно тепло и влажно. Но что бы они ни съели — на выходе всегда один и тот же гумус. Которого достаточно положить одну ложку под растение — и оно быстро начинает набирать рост.
Но есть и другая сторона: черви — абсолютно беззащитные существа. У них нет ни твёрдой хитиновой оболочки, ни органов защиты и нападения, ни средств химической атаки. Единственное, что может червь, — пытаться спастись от угрозы бегством — и то, если есть куда скрыться. Одним словом, полная уязвимость. При этом она вполне компенсируется стремительным размножением: за свою жизнь один червь производит до 15 тысяч потомков!
Вы уже чувствуете, что образ червя по отношению к еврейскому народу — не такой-то уж и странный? О том, насколько непросто было выживать этому народу, противопоставившему себя всему языческому окружению, высокоразвитым цивилизациям Востока. Народу, отказавшемуся от ассимиляции с другими народами — и говорить не приходится. Если бы не помощь свыше от Бога — давным-давно и след от этого народа простыл. Но Бог, прекрасно зная и любя «своего червячка» — бережёт его, и в самых, казалось бы, критических обстоятельствах всё равно его спасает.
Но неспроста я упомянул и то, что червь любую пищу, даже саму плохую, перерабатывает в гумус. Из истории еврейского народа мы знаем, что в каком бы плену или вассальной зависимости этот народ ни находился — он принимал достижения, обычаи, культуру господствующих народов — но не отравлялся ей, а, напротив, перерабатывал себе на пользу.
На мой взгляд, это замечательное качество и по сей день сохраняется в «новом Израиле» — народе христианском, новом «черве Божием». И мы призваны не пугаться всего нового, непривычного, возможно, даже «не очень ароматно пахнущего» в нашей культурной жизни — но верить в то, что нам по силам «переварить» любую пищу — с помощью Божьей — и сделать её доброй почвой для дальнейшего использования на благо человечества!