Библейские чтения
Книга Бытия, Глава 1, стихи 1-13
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Однажды, когда я был ещё ребёнком, я шёл на рыбалку со своим крёстным и вдруг заметил, что он идёт не по дорожке, а по тонкому брёвнышку, которое лежит рядом, и балансирует руками. Я заинтересовался, потому что он всегда был очень серьёзным, и спросил его, что он делает. «Я просто балуюсь, — ответил он, — просто балуюсь». Меня это очень удивило, потому что до того момента я не понимал, что взрослый человек может делать что-то не всерьёз, может баловаться, играть, совершать те или иные поступки без цели. Глядя на мир и события, которые в нём происходят, человек иногда задаётся вопросом: может ли Бог вести себя так о отношению к миру? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из первой главы книги Бытия, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Слова, с которых начинается Библия, многим из нас хорошо знакомы. Кем-то они воспринимаются как святыня, как величайшая тайна, и мы подходим к ним с таким же трепетом, с каким астрономы подходят к изучению реликтового излучения. Для кого-то эти слова как зачин из сказки не представляют чего-то серьёзного. Однако ни те, ни другие, обычно не задумываются над тем, как эти слова повлияли на нашу цивилизацию, а ведь влияние их трудно переоценить. Как известно, в религиозном мировоззрении существует две модели времени: циклическая и линейная. Первая предполагает, что мир есть нечто постоянно перерождающееся, не имеющее ни Творца, ни начала, ни завершения. Представители второй уверены, что мир когда-то был сотворён, то есть имеет начало и будет иметь конец. И у него есть Творец, который захотел, чтобы мир был. Причём Творец представляется личностным существом. И если для язычников боги часто были выражением стихий, для Библии Бог Творец стихий и даже самих неба и земли. Причём из того, как Бог оформляет мир, мы можем сделать вывод о том, что мир не случаен. Бог не сотворил его от скуки или нужны, или ради забавы. Напротив, бытие мира — дар любящего и премудрого Бога и он дорог для Него. Автор книги Бытия подчёркивает, что мир для Бога хорош, то есть благ и добр по своей сути. Что же может родиться из подобного утверждения и как оно влияет на нас? Из него рождается доверие к миру. Несмотря на свое внешнее и временное несовершенство, в своей глубине он добр и разумен, потому что сотворён благим и разумным Творцом.