Библейские чтения
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании Ветхого Завета есть одно место, которое у очень многих людей вызывает непонимание, смешанное с раздражением и злобой. Речь идёт об истории жертвоприношения Исаака. Сегодня эта история звучит в православных храмах во время великопостного богослужения, она взята из 22-й главы книги Бытия. Давайте послушаем её и попытаемся понять причину, по которой Бог сделал то, что Он сделал.
На протяжении всего Священного Писания мы видим, что Бог требует от Своих избранников отдать Ему всё. Так, Бог запретил израильтянам поклоняться каким бы то ни было иным богам и сделал это Бог с использованием очень ёмкого и красноречивого слова — Он назвал Сам Себя «ревнителем»: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода» (Исх. 20:4–5).
Богом с маленькой буквы может стать для человека практически всё, что угодно: это могут быть и языческие боги, и деньги, и домашние животные, и дети, и сама человеческая жизнь, список ложных богов можно продолжать бесконечно. Однако тот человек или целый народ, которых Бог избрал для служения Себе, не имеет права затмевать Бога чем бы или кем бы то ни было. Авраам — родоначальник великого народа, народа, который был избран Богом для спасения человечества от рабства греху и смерти, через этот народ человек получил возможность вернуться к первозданному райскому блаженству, и произойти такой народ мог только от совершенно здорового корня — такого, каким сумел стать Авраам. За годы своих странствований, через множество богоявлений Авраам научился не ставить что-либо выше Бога, у Авраама не было ничего такого, что он не смог бы отдать Богу, возлюбленный сын Исаак тоже не превратился в глазах Авраама в некоего идола, ради которого можно пожертвовать отношениями с Богом.
Конечно, Богу не нужна была человеческая жертва. Не нужны Ему были и нравственные терзания Авраама. Богу нужно было совсем иное: убедиться, что Авраам готов стать отцом великого и совершенно уникального народа. Сколь уникален произошедший от Авраама народ, столь уникальна и жизнь этого праотца, уникальны и те испытания, с которыми ему приходилось сталкиваться, а потому было бы огромной ошибкой пытаться примерять на себя то, что довелось ему пережить, категорически не стоит так поступать, стоит же помолиться святому праотцу Аврааму, чтобы его молитвами и наша вера взошла к совершенству.