БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 22.03.2024

Библейские чтения

Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В социальных сетях можно встретить очень много ироничных картинок, где обыгрывается один и тот же кадр из фильма «Собачье сердце» — где Шариков что-то говорит профессору Преображенскому, а тот, склонив голову, обречённо слушает человеко-собаку. Гениальный кадр потому и пробудил творческую фантазию, что наглядно показал разительный контраст между образованностью и самодурством, воспитанностью и дерзостью, интеллигентностью и бахвальством.

Отрывок из 3-й главы пророка Исаии, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, живописует, по каким причинам становится возможным такое переворачивание социальных ролей в обществе — давайте послушаем.

Глава 3.

01Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

02храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

03пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

04И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

05И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

06Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

07А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

08Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

09Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;

11а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы.

14Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах;

Итак, причина того, что неразумные дети начинают управлять, младшие отказываются повиноваться старшим, а зрелые, состоявшиеся люди, как от огня, бегут от любой ответственности — вот какая: «язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его». Сознательное исключение Бога и Его Святой Воли из житейского горизонта неизбежно приводит к опрокидыванию вековых общественных устоев: и как только это происходит, катастрофа неминуема.

Нам может показаться, что для любого разумного человека, не усвоившего глубоко в сердце порок властолюбия, естественно уклоняться от любой перспективы стать руководителем — то есть взять на себя высокую ответственность. Однако в контексте сегодняшнего чтения мы видим иную грань этого вопроса: там, где отсутствие внятного руководства неизбежно приводит к деградации и разрушению — отказ «взять ситуацию в руки» равнозначен предательству и даже более того — богоборчеству.

На первый план снова выходит подчинение — или, напротив, неподчинение воле Божией. Критический дефицит управляющих кадров не может быть оправдан никакими высокими духовными мотивами личного недостоинства и смирения — потому что такое представление о добродетели смирения по факту становится всего лишь хитрым оправданием своей — пусть и кажущейся духовной — выгоды.

Служение руководителя — если только оно проходит как следование не собственному властолюбию, а воле Божией — это действительно опасное, но и очень важное служение: неспроста в Священном Писании мы ни разу не встретим утверждений о том, что человеческое сообщество способно к полноценному существованию вне всякого управления и иерархии. И дело здесь не только в собственно механизмах управления: образ Бога как Господа, то есть Самого Главного Господина, по умолчанию предполагает наличие определённых иерархических отношений между теми, кто управляет и теми, кем управляют.

Вывод, к которому сегодня побуждают слова пророка Исаии, я бы сделал вот какой: надо благодарить Бога за тех, кто несёт своё бремя управления и не пытается уйти в тень при появлении серьёзных проблем. И не только благодарить, но и усердно молиться за всех начальствующих, чтобы Господь просветил их мудростью и силой духа принимать такие решения, сквозь которые просвечивала бы благая Божественная воля!

2 комментария для “БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 22.03.2024”

    1. Добрый день, Спаси Вас Господи за отзыв, но мы только размещаем у себя записи с сайта radiovera.ru, чтобы как можно больше людей приобщилось к чтению Священного Писания.

Добавить комментарий