Библейские чтения
Комментирует священник Стефан Домусчи
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, у большинства из нас есть хотя бы минимальный опыт молитвы. У всех он разный, но так или иначе, если мы на него посмотрим, мы увидим, что нам от Бога не так уж много надо. Впрочем, с другой стороны, нередко случается так, что у Бога на нас оказываются Свои планы, которые Он предлагает нам в самых разных жизненных обстоятельствах, а мы можем согласиться с Его предложением или отвергнуть. О том, как это бывает мы можем услышать в отрывке из 49-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Если мы честно задумаемся над тем, о чём молимся, мы поймём, что в большинстве случаев мы просим себе или ближним спокойной и тихой жизни, здоровой, плодотворной и от этого счастливой. Бывает, конечно, что у человека особенные амбиции и он мечтает о карьере и какой-то особенной должности… Но чаще всего всё бывает намного скромнее. Более того, нам может показаться, что какие-то грандиозные задачи попросту займут наше время и не дадут реализовать собственные планы. В мире может быть много важных вещей, но важно ведь и себя не забывать. Как говориться, человек может рассказывать с интересом о чём угодно, но со вкусом только о себе.
Например, когда Бог явился Аврааму и призвал его к завету, Авраама больше всего беспокоило отсутствие у него наследников. Подобным же образом рассуждали многие другие. Самое интересное, что Бог спокойно воспринимал то, что можно было бы назвать бытовым эгоизмом, но исподволь указывал на более масштабные планы. Всё потому, что эгоистические склонности, которые развились в людях после греха прародителей, не так-то просто победить. Всё это Богу известно, почему Он и действует с большим снисхождением.
В то же время, человеку, уже с его стороны, важно понять, почему Бог вообще чего-то от него ждёт. Дело в том, что Господь и человек — не просто собеседники, которые существуют независимо друг от друга. Бог — Творец, а человек — творение, лишь благодаря любви и благому замыслу появившееся на свет. Причём замысел у Бога есть о каждом человеке и любовь Его распространяется не только на тех, кто отвечает взаимностью. И раз Бог участвует в судьбе каждого человека, тот, кто ощущает себя Его союзником, тот, кто хочет, чтобы в мире исполнялась Его воля, попросту не может оставаться эгоистом и останавливаться на своих корыстных планах.
Задумаемся, к чему могут свестись желания и молитвы людей, которые уже довольно долго живут в плену, как это было с иудеями? Однако Бог, обращаясь к ним, говорит, что они призваны не только восстановить свою собственную страну, но и стать светом для народов, чтобы спасение простёрлось до концов всей земли. Можно себе представить, как пленные язычники восприняли эту весть. Кого Ты желаешь спасти на краю земли, Господи? Язычников? Может быть, и тех, кто увёл нас в плен? Как это вообще понимать? Может быть, ограничимся возвращением домой и восстановлением страны?
Но Бог — не человек, чтобы Ему менять Свой замысел из-за человеческого эгоизма и его капризов. Он снисходит к нам, поддерживает нас, но всё же ждёт от нас ответного участия в Его планах. Поэтому обращаясь к Нему со своими простыми просьбами и ожидая от Него снисхождения и заботы, будем помнить о тех, кто ещё не знает Его, о язычниках, неверующих и всех прочих, кто не пришёл к Нему, и вместе с Богом проявлять свою заботу о них.