БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 30.04.2024

Библейские чтения

, рубрика:

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля, который считается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

21Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.

22Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

25И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

28В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Глава 2.

01Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о призвании пророка Иезекииля к пророческому служению. Он испытал очень высокие духовные переживания. Об этом красноречиво свидетельствуют те странные и удивительные образы, которыми наполнено видение. Мир, открывшийся Иезекиилю, не имеет ничего общего с нашей земной реальностью. Видение горнего мира вызвало у пророка священный трепет. Ощутив своё ничтожество и немощь, он падает ниц. Обращают на себя внимание два момента.

В конце описания удивительных существ, которые наполняют духовную сферу, Священное Писание резюмирует: «Такое было видение подобия славы Господней». Это очень важное и глубокое богословское утверждение. Человек не может видеть Бога, как говорится, лицом к лицу. Мы слишком ограничены и немощны. Для того, чтобы подчеркнуть эту непознаваемость Творца, Писание использует разные образы. Так, например, в рассказе о Моисее, величайшем пророке древности, Библия говорит, что ему удалось увидеть Бога лишь со спины. При помощи этой метафоры Писание указывает на ту гигантскую пропасть, которая пролегает между Творцом и Его творением. Или же Библия говорит, что Моисей беседует с Богом во мраке. Что это за мрак? Это наша неспособность до конца понять, Кто перед нами. У нас на это не хватает ни интеллектуального, ни эмоционального, ни духовного ресурса. Неслучайно в греческом языке слово Бог восходит к древнему корню со значением «бежать, убегать». Как только мы думаем, что нам удалось сформировать чёткое и окончательное понятие о том, кем является Бог по Своему существу, Творец мира тут же ускользает от нас. И мы понимаем, что всё совсем иначе. Бог постоянно превосходит все наши представления о Нём. А потому пророк Иезекииль видит не Самого Бога и даже не Его славу, но лишь подобие этой славы, её отблески, отражение.

Однако в следующем же эпизоде нам сообщается, что пророк слышит голос. И этот голос явно принадлежит Творцу. Это ещё одна глубочайшая богословская истина. С древнейших времен Бог взаимодействует с этим миром при помощи Своего Слова. Словом Он творит мир, Словом Он вершит суд, Словом Он общается со своими пророками. В этом мы видим величайшую тайну, которая скрыта от нашего ума. Ради Своего творения Неприступный Творец словно ограничивает Себя. Он вмещает Свою неприступную и необъятную славу в тесный сосуд нашей несовершенной человеческой речи. Христианские богословы называют эту тайну словом «кеносис», что означает «умаление, истощание». Бог будто перестаёт быть Богом. Но во всём становится подобным нам, чтобы открыть Свою волю. Это мы и видим в эпизоде с пророком Иезекиилем.

Своей кульминации это божественное истощание достигнет на Голгофе. Сын Божий, Которого ещё называют Божественное Слово, Логос, умалит Себя настолько, что станет человеком и умрёт на кресте ради всех нас. Так Творец спасает каждого из нас при помощи того Самого Слова, Которое в своём высоком духовном состоянии слышит пророк Иезекииль.

Добавить комментарий