БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА С ТОЛКОВАНИЕМ НА 04.03.2025 (♫)


Библейские чтения

,

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В жизни мне не встречались люди, которые радовались бы возникшим на их пути трудностям. Церковь не случайно молится о мире, здоровье, отсутствии голода, землетрясений, потопов, нашествия иноплеменников. И всё же очевидно, беды, трудности и испытания порой происходят, и если им сложно или даже невозможно радоваться, то можно ли их хотя бы как-то объяснить? Ведь так их будет легче перенести. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

19Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.

22Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

23князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;

26и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».

27Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;

28всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.

29Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;

30ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

Глава 2.

01Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

02И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

03И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.

Реакция человека, переживающего трудности или попавшего в беду, бывает разной в зависимости от его мировоззрения. Конечно, если речь не идёт о явной собственной вине, человек неверующий просто жалуется на случайность или возмущается преступным поведением других людей. Примерно в такой же ситуации оказываются люди суеверные, которые винят непонятные для них силы или вообще мёртвые звёзды, на самом деле ни на что не влияющие. Человек верующий, оказавшись в беде, испытывает двойственное чувство. С одной стороны, он верит, что за всем, что с ним происходит, так или иначе, через прямое повеление или хотя бы допущение, стоит Сам Бог. С другой стороны, та же самая мысль верующего может смущать, ведь раз Бог благой и любящий, как Он может позволять тем, кого любит, страдать?

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог устами пророка Исаии указывает на преступления своего народа. Люди, когда-то согласившиеся быть Божьими, отказались от праведности и наполнили свою жизнь грехом, став в результате этого врагами Бога, позволяя себе самые разные беззакония.

Но что же делает Бог? Внешне его действия похожи на месть. Он даже так и говорит: «отомщу врагам Моим»! Но что же происходит в реальности? Он отмывает их от грехов, стремясь восстановить их в прежнем качестве. Будет ли это больно? К сожалению, будет. Выглядит ли так настоящая месть? Не выглядит, потому что обычно цель того, кто мстит, в том, чтобы сделать больно, а цель Бога в том, чтобы исправить кривизну и болезнь, которые возникли в результате неправильного пути.

Конечно, вопросы и недоумения по поводу страданий, существующих в мире, не стоит считать результатом недоверия или дерзости. Не стоит судить человека, когда он чувствует боль, теряет близких или переживает нечто подобное. В конце концов даже такие великие праведники, как Давид и Иов задавали вопросы о причинах зла, существующего в мире. Что же удерживало их от дерзости и ропота? Что же помогало не перейти грань и не согрешить. Они доверяли Богу, зная, что даже попуская нам проходить испытания, Он желает нам добра.

Добавить комментарий