БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА С ТОЛКОВАНИЕМ НА 12.03.2025 (♫)


Библейские чтения

,

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Чтобы лучше понять, в какой ситуации был пророк Исаия, а отрывок из 5-й главы этого пророка сегодня и читается в храмах за богослужением, я бы предложил вспомнить фильм Юрия Быкова «Дурак». В своё время, среди общего благополучия, экономической стабильности и устойчивого развития Иудеи ходить по улицам и предупреждать о грядущем конце было так же странным, как и пытаться выселить жильцов из давно обжитых квартир — что и пытался делать главный герой фильма. Давайте послушаем слова пророка о грядущей судьбе его соотечественников.

Глава 5.

16а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными;

19которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!»

20Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!

21Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,

23которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

Пророк Исаия действовал в VIII веке до Р.Х. в Иудее (Южном царстве). Во время его служения Иудея формально ещё была независимым государством, но находилась под возрастающим давлением со стороны Ассирийской империи. Народ переживал периоды экономического процветания и политической стабильности — при этом шёл рост социальной несправедливости: богатые земли скапливались у знати, народ подвергался эксплуатации, праведный суд подменялся подкупами.

Кажущаяся безнаказанность такого явного пренебрежения Божьим законом побуждала некоторых в состоянии опьянённости благоденствием говорить: ну, где там ваш Бог? Что же Он никак не реагирует на наши грехи? Где Его справедливость? А может, всё наоборот — то, что вы называете добром — зло, а зло — добро? Свет — тьма, а тьма — свет? И пророк Исаия грозно откликается на такие речи: горе вам — то есть — вы сами уже призвали беду на свою голову, и не только на свою, но и на весь народ! Эта беда придёт внезапно, со скоростью огня, пожирающего сухую солому: и остановить её будет невозможно.

Страшные картины предвидит пророк: горы трупов на улицах, разбросанные, словно помёт, — и даже это — ещё не конец. Такими грозными словами пророк пытается остановить господствующее безумие и вернуть людей к соблюдению закона Божия.

Ключевая мысль сегодняшнего чтения — вопрос невменяемости людей, сроднившихся с грехом. Как и в фильме «Дурак», люди не хотят расставаться с «пригретым местом», даже под угрозой быть похороненными под обломками аварийного здания, и не только ругают, но и избивают до смерти того, кто пытается их спасти, — так же и жители Иудеи не хотели прислушиваться к обличениям пророка.

Увы, но нередко и мы оказываемся в схожем состоянии невменяемости — особенно когда бываем чем-то очень сильно увлечены, очарованы, или, точнее — заморочены. Едва ли человек в состоянии совершить грех, когда он трезв, разумен, внутренне спокоен и не подвержен действию какой-то страсти. Но стоит его вывести из такого устойчивого, гармоничного состояния — подтолкнуть в определённом направлении — и от греха будет уже не удержаться. Вот почему так важно иметь в жизни определённые «точки опоры», которые ни при каких обстоятельствам не должны «шататься»: пусть их будет немного, но именно они способны в ситуации кризиса придать нам достаточную устойчивость и непоколебимость. Эти «опоры» могут быть разными: у кого-то — неопустительное еженедельное посещение храма, у другого — регулярная, без пропусков, молитва, у третьего — вдумчивое, ежедневное чтение Священного Писания и размышление над прочитанным. И других подобных «опор» достаточно много в укладе человека церковного — главное, чтобы их понимать, ценить и уметь использовать — особенно в ситуации, когда всё вокруг начинает ходить ходуном и прежние модели понимания наотрез отказываются работать!

Добавить комментарий