Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, Библия нас поддерживает и утешает. Она говорит, что правда никогда не будет посрамлена, что праведник, если проявит терпение, обретёт благоволение в очах Божиих, ну а грешник не останется без наказания. Однако тогда, когда Писание делает акцент на участи грешников, мало какой человек может оставаться благодушным, ведь в библейских описаниях согрешающих не узнать себя может лишь тот, кто и вовсе с собой не знаком. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 13-й главы книги пророка Исайи. Этот отрывок описывает самое страшное: гнев Божий. Давайте послушаем его, и подумаем о том, как нам избежать гнева Господня.
Глава 13.
02Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
03Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
04Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
05Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
06Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
07Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
08Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
09Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
12сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского.
13Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.
У только что прозвучавшего отрывка книги пророка Исайи есть довольно очевидное прочтение: здесь Исайя сказал о судьбе поработителей евреев, то есть о печальном будущем Вавилона. Многие авторитетные христианские толкователи останавливаются на этой мысли и не идут дальше, однако нам стоит задаться вопросом о том, почему этот отрывок звучит в наших храмах Великим постом, ведь нам, в общем-то, нет никакого дела до давно минувших конфликтов евреев с окружавшими их народами. Да, здесь можно было бы ответить, что слова Исайи, а также их исполнение в дальнейшем, — это ещё одно свидетельство силы Божией, о которой не лишним будет напомнить.
Но есть другой путь, тот путь, который предложил, к примеру, святитель Василий Великий. Он видел в прозвучавшем сегодня отрывке ещё и крайне важный эсхатологический смысл, и этот смысл соотносится со словами Господа нашего Иисуса Христа, Который, говоря о времени перед Его Вторым Пришествием сказал, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24:12–13). Святитель Василий подметил, что Исайя, по сути, говорит от лица Бога о том же самом: «Положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского» (Ис. 13:11–12). В последние времена, с одной стороны, люди отойдут от Бога и в своей гордыне станут презирать праведность, с другой же, — останутся те, кто сможет сохранить верность Богу несмотря на все испытания. Святитель Василий выразил эту мысль в таких словах: «Найдутся люди, не повредившие души в сообщении с беззаконными, но дознанные тысячами искушений и испытаний, показавшие точный опыт своего произволения, и они будут честнее всякого нежжённого золота и всякого драгоценного камня».
Но почему этот отрывок звучит сегодня? Кажется, ответ состоит в том, что последние времена — это не какая-то запланированная Богом дата, это то время, когда люди сочтут для себя излишним Слово Божие, а потому дата наступления кончины мира в каком-то смысле в нашей власти, ведь в нашей власти жить по Божией воле или же вопреки ей.