Читает Яковенко Анастасия. 25.07.2021.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»
Русский народ издревле нашел в своей душе единственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовнымобращением: «Матушка!» Люди духовно увидели, что не в каком-то условном аллегорическом смысле, а в высшей онтологической действительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Матерью каждого верующего.
Протоиерей Лев Лебедев
События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.
Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Церковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника Православия, решил коварно извести Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и византийское войско может без труда им овладеть, в чем обещалась и всяческая помощь со стороны первого министра.
Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.
Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней преданной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.
Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.
Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.
В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…». Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра.
С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».
Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место остановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.
Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.
Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.
«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.
Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.
Надежда Дмитриева
Из книги «О Тебе радуется!»
25 / 07 / 2005
http://www.pravoslavie.ru/put/050725075420.htm
«Троеручица»: Сейчас тоже есть место для чуда
Слово духовника обители
Сегодня мы празднуем память иконы Божией Матери «Троеручица» — очень почитаемого образа на Святой Руси. Преподобный Иоанн Дамаскин, один из учителей Церкви, будучи в служении у халифа был оклеветан: его обвинили в измене и за это отсекли руку. Всю ночь он слезно молился перед образом Божией Матери и потом заснул, а когда проснулся, рука его оказалась целой, только маленькая метка осталась. Через некоторое время в благодарность преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»…
Мы говорим о чудесах Божиих, но в прошедшем времени: вот когда-то что-то было, вот такие чудеса, а что сейчас? Сейчас тоже всё чудо! Кругом Господь действует. Но слепой человек не видит света, немой, глухой ничего не слышит, ничего не скажет, потому что оглушен грехом. Что ему нужно? Хлеба и зрелищ. А какое может быть большее чудо, чем чудо Божественной Евхаристии? Как говорили люди духовные, когда Дух Святой сходит на храм, то столп огненный поднимается до неба, и люди приобщаются Тела и Крови Христа, той любви Божией, которая опаляет всякое терние прегрешений наших, которая делает нас уже здесь, в этой временной суетной жизни, причастниками жизни вечной.
Но нам чего-то не хватает. А не хватает нам доверия к Богу, внутреннего мира и смиренного благодарения за то, что мы имеем. Кто-то чего-то не имеет, у кого-то чего-то больше — у кого-то здоровья, у кого-то денег, а у кого-то радостей житейских, земных. И мы начинаем с собой сравнивать, унывать и говорить, что мы с вами недополучили. Такая жизнь становится абсолютно безысходной, потому что чем дольше человек будет всматриваться вокруг себя, что у кого есть и что есть у него, тем больше он будет страдать, потому что чего-то ему будет не хватать. А благодарный человек ни в чем не нуждается. Хотелось бы, чтобы мы с вами благодарили Бога за Его великие благодеяния.
Человек без веры судит о своей жизни по сегодняшнему дню, по сегодняшнему моменту. Вот у него чего-то не хватает, и ему плохо. А человек верующий говорит о том, что будет в день судный, когда придется уходить в вечную жизнь. И он готовится к этому переходу всю свою сознательную жизнь. Поэтому он сейчас не смотрит, чего у него нет, а чего, может быть, даже слишком много. Он ищет самое главное — мир в своем сердце, благодать Святого Духа. Стяжание Святого Духа — это цель жизни христианина. Если в человеке будет Дух Святой, его душа сможет оторваться от бренного тела и попасть в Царство Небесное, где не будет ни болезней, ни скорбей, ни печалей, но жизнь бесконечная.
А сегодня нам предстоит трудовой день, где мы, конечно же, споткнемся не раз, может, где-то и разобьемся, но главное — сразу вставать и идти дальше, невзирая ни на какие человеческие состояния, настроения, которые, к сожалению, очень быстро меняются. Сказали не то слово, где-то немножко оттолкнули, где-то немножко смирили — и уже у человека теряется доверие к Богу. Так мы жить не должны. Мы должны жить, твердо стоя на основании. А основание наше — камень веры. «Господи, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» — так мы молимся, читая молитву «Отче наш». Дай Бог, чтобы это доверие к Богу давало нам устойчивость в этом мире. И какие бы колебания, какие бы изменения, какие бы испытания ни приходили к нам в этом мире, мы смогли устоять на камне веры, который есть Христос. Другого камня у нас нет и не будет.
11.07.2018
https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2018/troeruchica-sejchas-tozhe-est-mesto-dlya-chuda