Евангелие дня
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать сложных разговоров, конфликтов и всяческих ситуаций, в которых нам приходится выяснять отношения? Ответ на этот вопрос находится в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Когда князь Владимир принял Крещение сам и крестил Русь, он радикально изменил свою жизнь. В прошлом жестокий язычник, отличавшийся распутным и буйным нравом, он стал очень внимателен к себе. Во всех своих делах князь стал сверять свою совесть с Евангелием. Он боялся согрешить перед Богом даже в мелочах. Одним словом, с какой энергией раньше грешил, с такой начал идти по пути спасения и воплощать в своей жизни христианский идеал милосердия, кротости и снисхождения.
Владимир так преуспел в этом деле, что миловал даже тяжких преступников. Он перестал выносить смертные приговоры, боясь прогневать Творца. Разбои, грабежи, убийства повсеместно усилились. Тогда к нему обратились сами епископы и объяснили, что будь он простым человеком, такой образ жизни был бы только во благо ему и окружающим. Но он князь. Большой начальник, от решений и действий которого в буквальном смысле зависят жизни людей и порядок в государстве. А потому на нём лежит бремя долга. Однако теперь, с принятием христианства, у него есть возможность вершить суд с рассуждением, а не под влиянием эмоций и настроения. Князь прислушался. Жизнь на Руси наладилась.
Этот факт нашей истории — замечательная иллюстрация того, что нередко происходит с нами. Зачастую мы склонны всячески обходить стороной ситуации, которые в нашем восприятии ассоциируются с конфликтом. В нашем восприятии христианство и конфликт — это две несовместимые вещи. Если кто-то нанёс нам ущерб, нам кажется, что лучше стерпеть и промолчать. И это часто мы называем кротостью и смирением. На самом же деле, зачастую мы просто боимся, что если выскажем свои претензии, то всё обязательно закончится скандалом, взаимными обвинениями, перебранкой и даже местью.
Скорее всего, с нами происходит то же самое, что и с великим князем. Опыт грубой языческой жизни заставлял его избегать крайних мер во время суда. Ведь суд ассоциировался у него с жестокостью и кровожадностью. До поры он не подозревал, что Бог способен преобразить и эту область его жизни. Вот и мы так же. Избегаем выяснять отношения, потому что просто не знаем, как это делать по-новому. И точно так, как в древнерусском государстве росла преступность, у нас внутри растут недовольство, злоба и неприязнь. Страдаем мы сами и наши отношения с окружающими. И простить человеку по этой же причине не можем. Даже если он просит о прощении. Не верим. Подозреваем. Видим подвох. Потому что сами не привыкли в отношениях расставлять точки над «и».
Господь сегодня говорит, что конфликт — это нормально: «если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему». Но для того, чтобы сложный и неприятный разговор протекал правильно, необходимо приглашать в эту непростую ситуацию Бога. Доверить Ему это дело. Более того, умение выговорить напрямую связано со способностью простить. И Сам Господь показывает пример. Когда в Страстную Пятницу во дворе первосвященника слуга бьёт Его по щеке, Он, не смутившись выговаривает ему: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня». Когда иудейские начальники издеваются над Его страданиями на кресте, Он от сердца молится Богу: «Отец, прости им, не ведают бо, что творят!» Всё это говорится с любовью и состраданием.
Способность так «прозрачно» вести себя с людьми должна стать для нас привычным делом. Настолько привычным, что мы даже не должны ставить себе этого в заслугу и обращать на это внимание. Об этом и говорит Господь дальше. После каждого случая, когда нам с доверием Творцу удалось спокойно решить проблему со своим недругом, мы могли бы сказать себе: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать». И если будем этот навык в себе воспитывать, те разговоры и ситуации, которые мы раньше обходили стороной, считали их неразрешимыми, станут той точкой, через которую благодать будет вливаться в нашу жизнь и менять её к лучшему.