ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 01.03.2022

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42, 45-71; Глава 23, стихи 1
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42, 45-71; Глава 23, стихи 1

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Евангелие от Луки, Глава 23
01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

Толкование дня

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы видим череду событий, которые предшествовали окончательному суду над Христом и распятию. События различны, но через них красной линией проходит мотив человеческого одиночества Спасителя. В Гефсиманском саду, во время тяжелейшего внутреннего переживания, Он видит спящих от переживания учеников. На суде старейшин видит полное недоверие и нежелание слушать, так как они уже всё для себя решили. Но, конечно, самым явным образом это одиночество ощущается в двух центральных историях, которые посвящены предательству Иуды и отречению Петра. Двух учеников, которые, конечно, были разными, но всё же были выбраны Господом для того, чтобы проповедовать Евангелие.

Обстоятельства предательства и отречения хорошо известны, и может показаться, что они вырастают из разных источников, ведь и называются они по-разному. В сердце Иуды, насколько мы понимаем, мысль о том, что он сделал, зрела постепенно. Недовольство решениями Учителя, несогласие с перспективами, желание поживиться — всё это привело в итоге поступку, который совершён сознательно и свободно, в обстоятельствах более-менее безопасных. Причём в данном случае это предательство в собственном смысле слова, так как Иуда предал, то есть передал Христа, своего друга и учителя в руки Его врагов. Поступок Петра выглядит иначе. Хотя он тоже иногда отговаривал Спасителя от того, что ему казалось рискованным, но в то же время до последнего старался быть верен, говорил о готовности умереть и даже бросился на врагов с мечом. И всё же, стоя во дворе первосвященника, он отрёкся от дружбы и вообще каких бы то ни было связей с Учителем, оставляя Его в руках врагов совершенно беззащитным, не стремясь разделить очевидную тяжесть дальнейшего пути. В известной степени Пётр тоже, пусть и иначе, но предал Христа, оставив Его одного. По сути, оба ученика разорвали связь с учителем, отказались от взаимной ответственности, которую предполагает любовь.

Читая Евангелие, мы обычно эмоционально сопереживаем Спасителю в эти моменты. Однако, оно написано не для того, чтобы мы просто сопереживали, но для того, чтобы мы посмотрели на собственную жизнь, чтобы задумались о предательстве Христа и о том, какие формы оно может принимать сегодня.

Первое, что большинству из нас приходит на ум — предательство во время гонений. Например, когда в советские годы под влиянием общества, люди публично отрекались от веры. Кто-нибудь может вспомнить, как люди позволяли закрывать или даже взрывать храмы, в которых совсем недавно молились. Всё это, конечно, предательство и с этим невозможно не согласиться. Но только ли об этом мы можем говорить, как о предательстве Христа? Конечно же, нет. Спаситель Сам говорил, что «всё, что мы делаем по отношению к ближним — мы делаем Ему». В связи с этим я вспоминаю, как одна моя знакомая попала в больницу с очень серьёзным диагнозом. Муж бросил её, как только узнал, что болезнь смертельна. Я вспоминаю, как другую знакомую муж бросил с пятью детьми, потому что решил, что новая влюблённость важнее. Мы все знаем, что таких историй огромное количество. Мы знаем, что они совершаются людьми, которые крещены и иногда даже считают себя верующими… Но вместе с тем мы всегда должны понимать, что предательство ближних, тех, кто связан с тобой всей жизнью, кто беззащитен и одинок — это всегда предательство Христа, которое человек совершает в своём сердце. И напротив, всякий раз, когда мы остаёмся верны своим близким, тем, кто нас любит, тем, кто нам доверяет, тем, кто беззащитен, — мы остаёмся верны Христу.

Добавить комментарий