ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 01.06.2024

Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Свобода — это одно из ключевых понятий Нового Завета. Свобода — ключевой движущий мотив всевозможных революций. Свобода — предел стремлений разумного человека. А ещё свобода — это чересчур употребительное слово, услышав которое в очередной раз мы близки к тому, чтобы закрыть уши и не слушать дальше. Тем не менее Евангелие вновь и вновь призывает нас поразмышлять о свободе, делает это и тот отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.

Глава 8.

31Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Слова Христа о свободе не предполагают какого-либо иного их прочтения, кроме буквального: под свободой Спаситель понимал только свободу от греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), соответственно, свободен тот, кто праведен и греху не причастен. Но как можно жить и не согрешать? Каким образом можно в такой степени контролировать свои мысли и эмоции, чтобы они не выходили за пределы допустимого и не затрагивали те сферы, сама мысль о которых интерпретируется Евангелием как грех?

Очевидно, что никакой человек не способен достичь этого вожделенного состояния своими собственными силами, а потому мы, если хотим обрести евангельскую свободу, нуждаемся в помощи извне. Собственно, именно с этой мысли и начался прозвучавший только что отрывок: Спаситель сказал, что свободу дарует истина, и чуть позже в этом же отрывке Господь повторил ту же самую мысль, поставив знак равенства между истиной и Самим Собой. Получается, что даровать свободу может только Христос, Который есть путь, истина и жизнь (см. Ин. 14:6).

Из слов Спасителя следует, что в своём обычном и всем нам прекрасно знакомом состоянии, то есть в состоянии вне общения со Христом, человек не свободен. Это довольно любопытно: тогда, когда человек живёт без Христа, живёт один, — он пребывает в рабстве, а свободу человек получает лишь позволив Христу войти в его жизнь. Для того, кто привык к пониманию свободы как отделённости от любого авторитета, Христовы слова звучат странно и парадоксально.

Парадоксально звучали они и для Христовых собеседников из числа древних иудеев. Эти люди, как и большинство наших современников, думали о свободе как о независимости от кого бы то ни было, Христос же утверждал совершенно обратное: свободен лишь тот, кто добровольно подчинил себя Христу, то есть стал зависимым от Спасителя, над таким человеком перестаёт властвовать грех, такой человек обретает способность контролировать свои мысли, чувства и эмоции, такой человек в своей свободе уподобляется Богу и в конечном итоге беспрепятственно входит в блаженство Христова Царства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *