Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 1-10
01 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
02 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
03 Но Он сказал им следующую притчу:
04 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
05 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
06 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
07 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
08 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
09 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Некоторые думают, что смотреть мультфильмы всей семьей это просто развлечение. А вот и нет. Довольно часто и по ходу просмотра, и по его итогам у детей возникают вопросы, над которыми родителям приходится изрядно поломать голову. Взять хотя бы такой популярный сегодня мультфильм, как «Холодное сердце». Две его главные героини — сёстры-принцессы Эльза и Анна — рано становятся сирОтами, а потом никак не могут наладить отношения. Всё из-за волшебного дара старшей сестры Эльзы.
Она, подобно Снежной королеве, способна управлять холодом. Вот только чаще всего использует свои способности не во благо людям. Не специально, а всё из-за живущего внутри принцессы страха — не справиться с управлением королевством, выдать себя и свой волшебный дар. Что означает — подвести память родителей и любовь сестры.
В конце концов, Эльзе удается справиться со страхом и обрести внутреннюю гармонию. Преодоление страха — вещь, с которой и нам приходится сталкиваться в ежедневной жизни. Речь, конечно, не о каких-то сверхъестественных ситуациях. Впрочем, даже бытовые вызовы способны заставить задуматься — насколько мы, на самом деле, сильны? Готова ли наша вера противостоять жизненным стихиям? Которые возникают не сами по себе, а становятся результатом поведения окружающих нас людей.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам как раз об этом. Христа иудейские учителя начинают обвинять в том, что Он грешит — общается с отбросами тогдашнего общества. Спаситель действительно не гнушался делить стол с блудницами и мытарями. Но не потому, что нуждался в подобном общении. А потому что видел в сердцах именно этих людей желание покаяния.
Христос вступает в борьбу со стереотипами современной Ему культуры и объясняет Свое поведение при помощи нескольких примеров. Первый из них говорит о пастухе и его овцах. Одна овечка потерялась и пастух, оставив стадо, отправляется на её поиски. Говорит Христос и о женщине, потерявшей драгоценную монету и приложившую немало усилий, чтобы её найти. Эти образы говорят нам об одном и том же. Что Господь любит всех людей — и праведников, и грешников. И готов до конца бороться за души тех, кто пока находится во власти греха.
Во времена Ветхого Завета Бог стучался в сердца людей через Своих посланников — пророков. Настало время и Он Сам пришел в мир, чтобы вернуть человека в общение с Собой. Вернуть через исцеление и примирение. Христос подобно отважному пастырю отправился на опасные поиски потерявшейся овечки — символа заблудившегося человечества, утратившего в результате грехопадения Адама и Евы возможность напрямую общаться с Богом.
Миссия Христа была крайне тяжелой. Она обернулась для Сына Божьего и физической болью, и болью сердечной, возникшей в результате предательства учеников и жестокосердия вождей Израильских. Однако любовь Христа оказалась сильнее человеческого упорства. Несмотря на всё сопротивление, Спаситель восстановил утраченную связь между людьми и Небом. Но подвиг Христа, при всей его глобальности, не упраздняет человеческой свободы.
Спаситель не принуждает нас любить Его Самого или Своего Небесного Отца. Он, подобно мудрому наставнику, внутри себя преодолевшему все испытания и искушения мира сего, прошел весь путь бытия — поднялся из глубины голгофской богооставленности до вершины Царства Небесного. Находясь там, Спаситель не торжествует безучастно, но всякий раз откликается на наш молитвенный призыв. И всякий раз протягивает руку помощи, чтобы помочь в тот момент, когда страх овладевает сердцем человека и принуждает его забыть о Боге. Будем же помнить, что только во Христе и вместе с Ним убивающее изнутри чувство отчаяния и отставленности может быть нами побеждено и изгнано вон.