Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди многоцветья русской классической литературы есть одно произведение, которое в точности повторяет содержание притчи из 12-й главы Евангелия от Луки, которая сегодня читается в православных храмах за богослужением. Догадаетесь, о каком шедевре русской письменности идёт речь?
Не сомневаюсь, что вы догадались: речь идёт о «Господах Головлёвых» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Но писатель не только развернул эту короткую притчу в пространный роман, но и со свойственным автору трагикомизмом довёл до предела абсурдность ценностных ориентиров главных героев.
Автор романа в нескольких местах, описывая самое существо Иудушки Головлёва, использует замечательное слово — «прах». Похоронив свою мать, Арину Петровну, Иудушка стоит перед могилой — и вот как автор описывает его состояние: «открывавшаяся перед его глазами могила уносила последнюю связь его с живым миром, последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его. И что отныне этот прах, не находя истока, будет накопляться в нём до тех пор, пока окончательно не задушит его».
Какое необычайно глубокое, точное описание чуждой Христа души! Отметим при этом, что Иудушка был не просто «традиционно благочестив»: нет, он был нарочито «сверхблагочестив» — но его это не только не спасло, но и, напротив, ещё сильнее увеличило разрывающее изнутри лицемерие! Всё то, что у обычного, «стандартного» грешника, приводит к раскаянию, перемене, живительному осознанию ошибок — у Иудушки мгновенно превращалось в прах — только по наружности походивший на молитву, пост, благоразумие и другие дела благочестия.
Безудержное, безумное, саморазрушающее служение «праху» — с неизбежным трагическим концом — так можно было бы резюмировать судьбу главных героев. И сегодняшняя притча Евангелия однозначно свидетельствует: попытка «собирать сокровище» в себя, ради себя — всегда заканчивается выжженной изнутри пустыней сердца.
Но в притче есть и ответ — как можно этого избежать! Ключевое понятие — «излишки», то, в надежде сохранения чего богач и разрушает свои старые кладовые. Угомонись бы он, отдав нуждающимся всё то, что Бог ему послал «сверх» ожидаемого, смотришь, и жизнь бы его не так быстро оборвалась, да и, кто знает, однажды ощутив радость не от приобретения, а от милосердия, от добровольного освобождения себя от обладания — возможно, и вся жизнь его могла бы обрести совершенно новый, вдохновляющий и преображающий, смысл!