Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
01 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
02 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
03 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
04 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
05 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
06 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
07 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
08 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
09 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим начальные стихи Евангелия от Матфея, которые посвящены описанию родословной Иисуса Христа. Помню, когда я сам в подростковом возрасте впервые обратил внимание на это чтение в храме, оно показалось мне очень загадочным и интересным, ведь за каждым именем скрывалась история целой жизни, история взаимоотношений с Богом и людьми, нравственных решений и поступков. Целый мир за каждым из них. И всё же, все эти подробности изложены в других книгах Библии, каждая в своем месте, потому что при всех многочисленных именах начало Евангелия от Матфея посвящено Иисусу Христу — с Него оно начинается и Им заканчивается.
Но если оно сконцентрировано на Нем, для чего столько говорить обо всех этих людях! Не лучше ли говорить о Боге? Но в том то и дело, в том и особая важность приближающегося праздника Рождества Христова, что Бог входит в самую сердцевину человеческой жизни, становится одним из нас и даже обретает человеческую родословную. Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение так и начинается: «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Впрочем, в конце этого родословния внимательного читателя и слушателя ждет немалое удивление, потому что завершается оно следующими словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христо»с. Люди не знакомые с христианством не удивятся, посчитав, что Иисус — сын Иосифа. Но сам Евангелист видит всё совершенно иначе. Он говорит, что Авраам рождает Исаака и, даже упоминая женщину, он говорит, что Давид рождает Соломона от той, что была за Урией, то есть точно следует мужской линии. И только в случае с Иосифом этот порядок нарушается, и он говорит: Иосиф муж Марии, от которой родился Христос. Иными словами, текст, который назван родословной Иисуса при ближайшем рассмотрении оказывается родословной Иосифа. Но для чего он нам, если Нас интересует Иисус Христос?
Евангелист знает, что Мессия должен был происходить из рода Давидова. Кроме того, он знает, что Мария стала беременна без мужа, силой Духа Святого, хотя и после обручения с Иосифом, но до того, как они сочетались. Как же ему показать родство с Давидом Того, Кто не имел земного Отца? Единственным способом. Он знает, что по правилам евреи вступали в брак внутри одного колена и показывая родословие Иосифа, тем самым показывает родословие Христа по Матери, потому что ясно, раз они обручены, значит относятся к одному роду. Итак, Бог во Христе становится причастен миру человеческому, чтобы и мы стали причастны миру божественному. Но кто же может удостоиться такой великой чести? Разве может это быть для кого-то доступно? Когда-то иудеям казалось, что если уж кто-то и может войти в особенные отношения с Богом, то это они. Однако из родословной, которую приводит евангелист мы узнаем, что предками Христа были не только потомки Авраама, но и ханенаянка Раав, хетянка Вирсавия, моавитянка Руфь. Среди них были не только праведники, но и грешники. И всё потому, что Христос пришел ко всем людям, чтобы всем открыть возможность жизни с Богом.